Петербург вскоре захлестнет волна судебных разбирательств работников и работодателей. В судах будут рассматривать жалобы уволенных на прошлой неделе почтовиков, исковое заявление в адрес профсоюза готовит администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Да и в деле «Форд» против бастующих» окончательная точка пока не поставлена.
7 ноября беспрецедентным решением Ленинградского областного суда была приостановлена забастовка на всеволожском автозаводе «Форд». Мотивировка, оглашенная судом, удивила присутствующих. Стачку приостановили из-за того, что прекращение работ даже на несколько часов может привести к непредсказуемым последствиям на заводе. Суд согласился с мнением администрации «Форда», которая заявила, что потенциально опасные производственные объекты должны всегда находиться под контролем квалифицированного персонала во избежание нанесения вреда здоровью сотрудников и жителей близлежащих населенных пунктов.
При этом Леноблсуд, хоть и признал стачку незаконной, не удовлетворил заявление истца полностью. Судья не запретила стачку, а лишь отсрочила на 20 дней, решив дать шанс работникам и работодателям прийти к общему знаменателю в ходе переговоров.
Напомним, что предупредительную суточную забастовку на автозаводе начали в полночь 7 ноября. Конвейер был остановлен, но в цехах, по заявлению председателя профсоюза Алексея Этманова, находилось не менее 700 квалифицированных рабочих, которые следили за ситуацией на опасных объектах, в том числе в цеху окраски. Основное требование сотрудников, по словам Этманова, сокращение ночных смен (на один час - с 7 часов 50 минут до 6 часов 50 минут) и повышение заработной платы. Сейчас рядовые сотрудники «Форда» получают в среднем около 18 тысяч рублей в месяц и хотят повысить ставку как минимум на 10 тысяч.
Отметим, что в профсоюзе пока не решили, что делать дальше. Дата продолжения стачки не определена, но ясно, что пока требования работников не будут выполнены, напряженная обстановка на заводе сохранится. К слову, каждый день простоя на «Форде» - это как минимум 300 не произведенных автомобилей, а значит, убытки от 4 до 6 миллионов рублей.
Но теперь, «Форд», похоже, будет чаще судиться, чем работать. В пятницу суд рассмотрит еще один иск, в котором руководство компании требует признать забастовку незаконной в связи еще и с тем, что администрация компании не получила официального уведомления о планируемой забастовке в установленные законом сроки. Профком должен был предупредить о стачке за 10 рабочих дней, а в реальности сделал это меньше, чем за сутки.
Судебное разбирательство грядет и в Морском порту Санкт-Петербурга (забастовка там запланирована на 13 ноября). Председатель профсоюза морпорта Александр Моисеенко рассказал корреспонденту «47News», что работодатель уже направил в его адрес официальное письмо, в котором уведомил, что администрация попытается оспорить законность стачки в суде. И, как прокомментировал профсоюзный лидер, у работодателя есть на то формальные причины: администрация порта не согласовала минимум работ, которые будут выполняться докерами в ходе забастовки. По словам Моисеенко, если суд примет решение о незаконности стачки, то акция будет временно приостановлена, однако пока администрация не пойдет на уступки, докеры будут выполнять только норму своей выработки, а сверх нормы работать откажутся.
Напомним, что крупная забастовка докеров, возможно, начнется в 8 утра 13 ноября, во вторник. Докеры требуют от руководства Морского порта повышения минимальной ставки оплаты труда и изменения схемы индексации. По их словам, это, прежде всего, забота о низкооплачиваемых категориях работников (сейчас тарифная ставка, например, для портовых тальманов, составляет 8 тысяч рублей). Минимальный размер оплаты труда, установленный в порту, составляет 4 тысячи 950 рублей. В соответствии с ним рассчитываются социальные выплаты работникам. В то же время сами докеры получают от 25 до 50 тысяч рублей. Основные требования к руководству морпорта - повысить оклады и тарифные ставки работников на 30%.
По словам докеров, уже утвержден график забастовки, в которой примут участие 1800 человек (или около 80% всех трудящихся). Докеры и работники технического отдела в рамках стачки будут работать только по два часа в смену. Трудиться они планируют первый и последний часы рабочего дня, а в остальное время будут отказываться от выполнения профессиональных обязанностей. Пока так называемую бессрочную забастовку рассчитывают проводить 3 дня. Дальнейшие действия профсоюз будет согласовывать с работниками.
Напомним, что забастовку решили проводить после неудачных переговоров с менеджментом компании. Как пояснил «47News» член согласительной комиссии Владислав Ерисов, администрация порта готова пойти на компромисс только в том случае, если работники откажутся от проведения забастовки. Однако они не хотят отказываться от своих требований, ссылаясь на опыт туапсинского порта (владелец портов Петербурга и Туапсе - один и тот же человек), где переговоры о повышении зарплаты длились в течение двух лет.
Кстати, пока трудовые споры в Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаниях всегда решались в пользу работников. Так, в 2004 году им удалось добиться заключения коллективного договора. Тогда забастовка продлилась всего одну минуту. А в 2006 году по требованию сотрудников порта последовало повышение зарплаты на 12%, а также было принято положение о премировании, которое увеличило заработную плату еще на 37%.
Да и сейчас, как отмечают докеры, работодатель не склонен отвергать требования людей. Компания уже издала приказ о повышении с 1 ноября тарифных ставок для некоторых категорий работников на 5-15%. Однако это улучшение коснулось только 1/3 всех трудящихся.
В администрации порта же склонны считать, что столь категоричные требования профсоюз докеров выдвигает в свете предстоящих выборов в Госдуму. Кроме того, по мнению руководства Морского порта, так профсоюзные лидеры зарабатывают себе популярность. При этом, объявленная сейчас забастовка, по словам менеджмента компании, больно ударит по простым портовикам. Начав забастовочные действия в ноябре, они недополучат деньги в предновогодний период. Забастовка также приостановит на неопределенный срок процесс обсуждения планового повышения заработных плат. Это может привести к тому, что ожидания портовиков будут реализованы в лучшем случае в середине 2008 года.
Маша Могилевская, Александр Фролов