Сорваны сроки самой крупной в Ленинградской области концессии за 4 млрд. Чиновников и коммерсантов остановила одноклассница Владимира Путина, которую он защищал от хулиганов. А все началось после того, как совладелец Fort Group Борис Пайкин стал депутатом Госдумы.     

В комитете по ЖКХ правительства Ленобласти 19 марта прошло совещание по срыву сроков  исполнения самого крупного в регионе концессионного соглашения на реконструкцию системы централизованного водоснабжения "Ладожский водовод" во Всеволожском районе. Вел его вице-губернатор Олег Коваль, присутствовали председатель комитета по ЖКХ Сергей Кузьмин и его первый зам Валерий Минкач. С другой стороны сидел гендиректор компании-концессионера ООО "Северо-Запад Инжиниринг" Максим Горелов и весомый предприниматель Дмитрий Новиков. Он, как говорят, конечный выгодоприобретатель в концессии. Компанию им составил глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский

Концессионное соглашение подписано в конце 2016 года между районной администрацией в лице муниципального предприятия "Единая служба заказчика" и компанией ООО "Северо-Запад Инжиниринг". Срок исполнения 15 лет. За этот период инвестор должен вложить 3,8 миллиарда рублей, извлечь из управления прибыль и передать "Ладожский водовод" обратно муниципалам. В систему входит Ладожская насосная станция подъема, сам водовод протяженностью 84 километра и очистные сооружения во Всеволожске и поселке Кузьмолово. Через него вода поставляется во Всеволожск, Новое Девяткино, Рахьинское, Щегловское, Кузьмоловское, Муринское и Романовское сельские поселения. Речь о сотнях тысяч человек. Износ системы при этом достигает 90%

Исходя из плана исполнения, за 2017 год концессионер должен был вложить 400 миллионов рублей. Но, по данным 47news, было выполнено работ на 80 миллионов рублей. Результатом должна была стать реконструкция водоочистных сооружений (ВОСы) в Кузьмолово. При этом работы нельзя представлять в пропорции к потраченным деньгам — они либо выполнены, либо нет — ВОСы должны были начать выдавать 10 тысяч кубометров воды, но этого не произошло. По данным 47news, причиной стал отказ комитета госстройнадзора в выдаче разрешения на строительство. А подоплекой - несогласие руководства научного центра "Прикладная химия" (ГИПХ) в Кузьмолово уменьшать свою санитарно-защитную зону. Предприятие, в частности, занимается производством химических материалов для оборонного и ракетно-космического комплекса России. 

Учредителем "Северо-Запад Инжиниринг" в 2015 году был Борис Пайкин. Он считается совладельцем компании Fort Group - одного из крупнейших операторов коммерческой недвижимости федерального уровня с корнями в Петербурге. 

Основным видом деятельности "Северо-Запад Инжиниринг" является "забор, очистка и распределение воды". По данным "СПАРК-Интерфакс", компания показала убыток за 2016 год 15,7 миллиона (более свежих данных нет). В середине 2016-го Пайкин выходит из учредителей, предположительно, из-за того, что через два месяца принял участие в выборах в Госдуму от Петербурга, но не прошел. В сентябре 2017 года он все же попал в Охотный ряд от Брянской области. 

Так называемым "производственным" партнером Пайкина стал Дмитрий Новиков, владелец компании "Охта-парк девелопмент". По данным "СПАРК-Интерфакс", обороты компании достигают 700 миллионов рублей. Один из его проектов - курорт с одноименным названием в деревне Мистолово Всеволожского района. Новиков также соучредитель ряда компаний в области архитектуры, проектирования, строительства и эксплуатации зданий. Самая крупная, "Росинжиниринг", в 2016 году при обороте 1,2 миллиарда, показала убыток в полмиллиарда. Для Новикова проект может быть в приоритете потому, что те же кузьмоловские ВОСы стратегически важны для "Охта-парка".   

По данным 47news, просьбу об изменении концессионного соглашения в начале года рассмотрело Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленобласти и поначалу отказало. Но недели две назад поступило еще одно заявление с дополненным пакетом документов. Решение по нему еще не принято. 
       
В феврале, когда стал понятен масштаб проблемы, в правительстве обсуждались даже варианты вхождения в концессию другого оператора, расторжение концессионного соглашения и возможность передачи имущества в Ленобводоканал. Не добавляло плюсов карме и то, что у "Северо-Запад Инжиниринг" была кредиторская задолженность на уровне 140 миллионов рублей.

Помимо этого, есть проблемы с кредитованием проекта. Известно, что "Северо-Запад Инжиниринг" просит деньги у Сбербанка. Но тот желанием, прямо скажем, не горит. Хотя поначалу настрой у кредитного учреждения был оптимистический. Перед подписанием концессионного соглашения Сбербанк выдал компании банковскую гарантию на 50 миллионов рублей, но потом, как говорят, охладел. По информации 47news, "Северо-Запад Инжиниринг" пытался привлечь поручителем по кредиту правительство Ленобласти, но и тут получил отказ. 

Впрочем, отказ предсказуемый. Предположение о том, что трудоемкий процесс подготовки концессионного соглашения (занял год) и передача стратегического объекта неизвестно кому не тянет в наших реалиях даже на шутку. Поэтому, когда "Северо-Запад Инжиниринг" пришел с просьбой прогарантировать займ, в правительстве, говорят, очень удивились.     

Сегодня Сбербанк осторожен в комментариях по поводу перспектив участия в этой истории.

- Банк на данный момент изучает возможности финансирования данного проекта, обсуждает условия участия в нём как с компанией "Северо-Запад Инжиниринг", так и с правительством Ленинградской области. По результатам обсуждения будет приниматься соответствующее решение, - дипломатично сообщили в пресс-службе госбанка. 

По информации 47news, на совещании 19 марта было принято решение вхождения Ленинградской области третьей стороной в концессию, но без финансовых обязательств перед возможными кредиторами (привет Сбербанку). К этому обязывают изменения в законе, принятые в прошлом году. В обязательства Ленобласти будет входить утверждение инвестиционной программы, установка тарифов и выплата межтарифной разницы. Также до конца апреля планируется принять работы концессионера за прошлый год. Как говорят, на этом месте будет много склок. Грядет и новая атака на санитарную зону ГИПХа. Для ее сокращения будет инициировано изменение генплана поселка Кузьмоловский. И  только на процедурные моменты в этом случае уйдет, как минимум, полгода. Это без учета того, что за ГИПХом стоит госпорпорация "Ростех", не склонная к компромиссам.

Еще одна базовая проблема - это плачевное состояние дел уполномоченной организации со стороны всеволожской администрации - МУП "Единая служба заказчика". Предприятие теряет деньги из-за дисбаланса в тарифах. По информации 47news, на совещании звучали слова "принять меры к недопущению банкротства". В случае если это произойдет, по формальному признаку конец придет и концессии.    

Хотя глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский ситуацию тупиковой не считает.

- Решим вопрос с санитарной зоной и сдвинем ситуацию. Насколько мне известно, с ГИПХом будут вестись переговоры на уровне правительства. Есть также проблема с документами по проделанным работам за прошлый год, которые нам предоставили - они не прошли экспертизу. Что касается "Единой службы заказчика", то допустить ее банкротство практически невозможно. Но в конкурсную массу имущество, переданное в концессию, не войдет, - уверен Низовский.
- Разве такое возможно? - засомневался 47news.
- Да, но после окончания концессии могут быть проблемы, - несколько противоречиво заметил чиновник и попрощался, сказав, что спешит на самолет.  
   
Вице-губернатор по ЖКХ Олег Коваль считает, что к инвесторам в районах надо относиться бережнее. "Вот так и напишите: нормальному инвестору надо ноги мыть и руки тоже и на стол самовар с бубликами ставить", - упаковал он инвестпредложение в пару строк.   

Гендиректор "Северо-Запад Инжиниринг" Максим Горелов системных проблем пока не видит. 

- Но банк от вас отвернулся, правительство финансовым гарантом быть не желает, в чем причина? Начиналось ведь за здравие, - спросил 47news. 
- Ленобласть заходит третьей стороной без финансовых обязательств, но на ее плечах будут тарифы, которые сейчас требуют выравнивания. Что касается Сбербанка, то у нас есть взаимопонимание с центральным аппаратом. Основная проблема в том, что все думают — зашел инвестор, и он обязан все делать. А механизмы-то не отработаны. Мы ведь первые, больше таких примеров нет. Тем не менее, свои обязательства "30% инвестор, 70% - банк" мы выполняем. Финансирование идет. Будем делать все для спасения концессии, - не скрывая эмоции ответил Горелов, добавив, что главная проблема - подвинуть санитарную зону ГИПХа и получить наконец разрешение на строительство.      

С Дмитрием Новиковым связаться не удалось, но мы готовы предоставить ему слово.

По словам самого директора ГИПХа Елены Козловой, которую наш звонок застал в поезде "Москва - Петербург", санитарную зону подвинуть практически невозможно из-за регламентов и производства опасной продукции на предприятии. В целом, по ее мнению, вся история с концессией плохо закончится.

1.jpg справа Елена Козлова, фото www.giph.su  

- Как может предприятие с уставным капиталом в 10 тысяч рублей выиграть концессию на четыре миллиарда? Тем более концессионер должен сначала вложить свои деньги, а потом наживаться. А они пришли и сразу получили тариф, из-за которого мы терпим убытки, - возмутилась она. 

По монологу собеседницы 47news понял, как было и будет нелегко переговорщикам хоть из правительства Ленобласти, хоть из Кремля. Последнее не преувеличение, Елена Козлова — одноклассница Путина, которую, по словам ее сестры (возглавляет Всероссийский НИИ синтетического каучука в Петербурге), нынешний президент защищал от хулиганов.  47news Козлова рассказала, что училась с Путиным в 9-10 классах и действительно считает его своим другом.    

- Вы ему давали знать об этой проблеме? - полюбопытствовал 47news.
- Перед выборами не стала, но собираюсь, - продемонстрировала пример тактичности Козлова. 
- А у вас есть такая возможность? - уточнил журналист.
- Конечно, есть, - безапелляционно ответила собеседница.  

В конце заметим, что проблемы у концессии стали появляться спустя некоторое время после того, как Борис Пайкин отошел от дел в Ленобласти. В этой же канве произошел провал в долги футбольного клуба "Тосно", который финансировался Fort Group. Провал, заметим, публичный и болезненный для правительства Ленобласти. Причина в том, что интересы компании переместились в сторону масштабных проектов в Москве, которые несоизмеримо больше по капиталоемкости, чем областные. Другое дело, что не оформленные на бумаге договоренности в Ленобласти наверняка теперь стали бременем.

Виктор Смирнов,
47news