Банда, расстрелявшая ОМОН в Петербурге, вскрыла теневую сторону застройщиков Ленобласти. 47news освоил математику стройплощадок и узнал, как извлекают миллиарды. Говорят — ЦДС ни при чем. Строительный вице-губернатор Москвин считает, что он тоже.

Трое, убившие одного и ранившие второго бойца ОМОН на Муринской дороге, официально стали бандой. Во вторник, 24 января, Следком добавил им уголовным делом по 209-ой статье УК РФ - "Бандитизм". Ранее арестованные в апреле прошлого года Геворкян, Нусимович и Левинский проходили по статье 317 - "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов".

Напомним - в начале декабря 2015 года в на выезде из Петербурга была расстреляна служебная машина транспортной полиции. В результате нападения замкомандира ОМОНа, подполковник Анатолий Яблоков, сгорел в машине, а водитель, прапорщик Станислав Барканов, был госпитализирован в тяжелом состоянии.

Позже следователям стало известно, что сотрудники ОМОНа перевозили около 25 миллионов рублей. Деньги полицейские везли на строительный объект "Новое Мурино" от компании ЦДС. По информации правоохранительных органов, силовики не меньше полугода ездили на стройки, доставляя зарплату для работающих там мигрантов. В связи с этим в офисе ЦДС прошли обыски.

Если говорить о журналистике, то интересен не факт переквалификации уголовного дела на более тяжелую статью и даже не упоминание в этом деле одной из крупнейших компаний, строящих в Ленинградской области. Примечательно, что типично гангстерская история со стрельбой из автоматов и мешками денег показала, как на самом деле работает самая что ни на есть официальная отрасль.

Как рассказали 47news люди из строительного рынка, работает по так называемым белым (вся зарплата рабочих официальная) и серым (официальная зарплата, премия в конверте) схемам не более 30% застройщиков Ленобласти. Это - фирмы из числа тяжеловесов. Остальные предпочитают привлекать к работе иностранцев из ближнего зарубежья и платить им в конвертах. То есть оставаться в чёрном секторе рынка полностью.

"Надо понимать, что к застройщику, в данном случае ЦДС, вопросы могут быть вряд ли. Застройщик нанимает генподрядчика и рассчитывается с ним безналом. А вот генподрядчик привлекает субподрядные организации — это уже небольшие компании. У генподрядчиков и субподрядчиков оплата наличкой - самое обычное дело. От застройщиков же на стройплощадках присутствуют только прорабы — солидные специалисты с официальной зарплатой 50-60 тысяч рублей в месяц", - пояснил наш собеседник.

Отметим — "Центр долевого строительства" (ЦДС) - весьма крупный игрок. Согласно информации с сайта компании, за 19 лет работы она завершила более 40 новостроек в Петербурге и Ленинградской области. Еще 22 объекта строится сейчас. По данным информационно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль только основного предприятия холдинга — ООО "ЦДС" в 2015 году достигла почти 600 миллионов рублей. Ликвидируемое ООО "ИСК "ЦДС" принесло более 270 миллионов. Всего же в собственности владельца компании Михаила Медведева под три десятка юрлиц. В прошлом году в топ-200 миллиардеров Петербурга от газеты "Деловой Петербург" Медведев занял 14-е место с подсчитанным состоянием 51,8 миллиарда рублей.

В редакции 47news посмотрели на математику строительного бизнеса. Как нам объяснили эксперты, на крупной стройплощадке могут работать несколько сотен рабочих. Самые высокооплачиваемые специальности — каменщики и сварщики, получающие по 80-120 тысяч рублей в месяц. Но их не много. Основная масса — подсобные рабочие с зарплатами порядка 30-35 тысяч рублей. Если работодатель официально оплатил сотруднику по договору подряда 35 тысяч рублей, то еще как минимум 27% от этой суммы (примерно 9,5 тысячи рублей) он должен перечислить в фонды: пенсионный и соцстрахования.

В противовес — рабочий мигрант, готовый работать за 20 тысяч рублей наличкой без всякого договора. Таким образом, для стройплощадки с сотней разнорабочих экономия составит порядка 2,5 миллиона рублей в месяц. Теперь представим, что таких рабочих несколько сотен, и помножим на несколько лет строительства только одного жилого комплекса. Получаются сотни миллионов рублей. С учетом того, что в Ленобласти строятся десятки крупных жилых комплексов — миллиарды. Их можно либо отдать государству, недополучив прибыль, либо повысить стоимость квадратных метров для клиентов, рискуя оказаться неконкурентоспособным. Ну или просто положить в карман.

В редакции 47news решили поинтересоваться, согласен ли профильный вице-губернатор Михаил Москвин с тем, что большинство строительных компаний региона работают по теневым схемам. В ответ Москвин заявил, что не считает это своей зоной ответственности. Правда, на уточняющий вопрос журналиста о миллиардах, что недополучают бюджет и фонды, пообещал уточнить.

Артем Шалякин,

47news