Подчинённые игнорируют губернатора Дрозденко — за три недели проект соцкодекса так и не поправили. Комитет финансов запутался, кто кому что сказал, а председатель социального комитета Нещадим не торопится. Вместо помощи бедных уничтожают. Председатель Владимир Петров пеняет на ватные зубы.
Коллапс в Доме правительства Ленинградской области достиг своего апогея. Уже три недели прошли с тех пор, как губернатор Александр Дрозденко потребовал поменять проект социального кодекса. Однако, председатель комитета по социальной политике Людмила Нещадим в среду, 23 ноября, на вопрос журналиста 47news, какие конкретно будут изменения, ответила, что "концептуально документ не поменяется, хоть и будут изменены отдельные параметры". Также она заметила, что принятие кодекса ожидается в ближайшее время, а конкретные даты зависят от взаимодействия чиновников и депутатов.
- Вы же слышали, что сказал губернатор — принимать, - заметила она, чем перечеркнула заявление Александра Дрозденко, прозвучавшее ровно неделю назад на специально созванном заседании.
Для тех, кто не следил за этой увлекательной бюрократической историей, напомним, что губернатор предложил сократить социальные выплаты тем, кто в них не нуждается, в пользу страждущих. Однако, подчинённые решили иначе и вместо дополнительной помощи разработали такой документ, что он только экономил, но ничего не давал гражданам. Это возмутило главу региона.
Пока единственным человеком на Суворовском, 67, у которого не меняется мнение о социальном кодексе — это председатель комиссии по социальной политике в ЗакСе Владимир Петров. С ним мы и поговорили.
- В кодексе вводится критерий нуждаемости. На 2016 год он составляет 25,7 тысяч рублей, на 2017 — 28,5 тысяч рублей. Если средний доход на члена семьи ниже этой суммы, ряд льгот не положен. На ваш взгляд, это достойный доход?
- Больше достойный, чем нет. Получается, что семья из трёх человек не попадает под критерий нуждаемости, если общий доход — 85,5 тысяч рублей.
- Вы как строительный магнат в недавнем прошлом не можете не знать, что большая часть страны работает ради покупки квартиры. Жильё и машины у многих взяты в кредит.
- Да, именно эта категория людей, получающих выше обозначенный доход, в основном и позволяет себе ипотеку.
- Сколько составляет платёж в среднем, вы знаете?
- 15-20 тысяч.
- Раз люди решаются на ипотеку, логично, что живут в стеснённых условиях, а многие снимают квартиру. Сколько обходится аренда, знаете?
- Тысяч 20 в среднем по области.
- Остаётся доход в 45 на троих. На эти деньги надо платить, к примеру, за садик, покупать одежду хотя бы ребёнку. По-скромному, только на питание уходит тысяч тридцать на семью. Не до развлечений.
- Садик стоит от двух до трёх тысяч в месяц, пуховик недавно ребёнку покупал за шесть тысяч. Конечно, на троих детей уходит много, у меня только на развлечения в выходные тысяч пять тратится. Кино, поп-корн, книжки.
- Сколько стоит хлеб в магазине?
- Хлеб не ем, не знаю, рублей 50-60. А вы знаете?
- И я не знаю, тоже не ем. Тогда из другой области, сколько стоит мороженое? Вы же покупаете детям мороженое?
- Тоже не знаю. Когда хожу в магазин, накидываю всё в корзинку, за конкретными ценами не слежу. Только когда проводил эксперимент с кабанчиками, знал, думаю, с тех пор стоимость продуктов подросла.
- Может, те, кто создавал социальный кодекс, тоже не знают цен в магазине?
- Может быть. Но проблема социального кодекса не в критерии нуждаемости как таковом, а в коэффициентах. Почему-то о них забывают, но это самое главное в документе. Есть категория малоимущих многодетных, которых, согласно идее Нещадим, в случае дохода ниже 11 тысяч на человека, лишают льгот на ЖКХ и компенсации на покупку школьной формы. Вдумайтесь, под категорию попадают 91% малоимущих многодетных, кто получает эти выплаты.
- Это борьба с бедностью за счёт уничтожения бедных?
- Всё это противоречит Конституции в части поддержки материнства и детства и ударяет по малоимущим многодетным семьям.
- Так вы же депутат, могли задать хотя бы вопрос кому-нибудь.
- Задавал Нещадим на комиссии. Она обещала всё исправить, но ничего не исправила.
- У товарища губернатора есть мнение на этот счёт?
- Губернатор занятой человек и полагается на своих подчинённых, а они лукавят и прячут правду в цифры. К примеру, вслух повторяют цифру 28 тысяч, которая вроде как не режет слух, но молчат про применение сниженных коэффициентов. Если у одинокой матери доход в 23 тысячи рублей, это не значит, что она богата настолько, что может лишиться льгот. Ей ещё за ЖКХ тысячи три платить.
- Зато у ветеранов труда отберут по 641 рубль, у тех, кто получает больше 19,9 тысяч рублей.
- Это даже обсуждать нельзя, ведь человеку это звание и выплату по ней гарантировало государство, пусть и с другим названием. Работал человек на заводе, допустим, со времён Хрущёва, а теперь некая Нещадим забирает то, что не она гарантировала. Тоже самое с сельскими специалистами, которых лишают льгот.
- Людмила Нещадим на встрече с депутатами говорила, что соответствующие законы о помощи сельским специалистам приняты в 1938 году и лавочку давно пора закрывать.
- Но федеральный закон-то действует и даже прокуратура к нам обратилась по поводу недопущения его нарушения. Пусть Нещадим тогда пишет законодательную инициативу, раз она с этим не согласна.
- Вы же не хотите сказать, что председатель комитета, создав кодекс, не в курсе существования федеральных законов?
- Не знаю, в курсе чего она, но удивляет, что до сих пор она не внесла изменений, хотя мы все необходимые справки ей отдавали. Конечно, сам принцип Робин Гуда, о котором говорит губернатор, сокращение выплат более обеспеченным ради увеличения выплат менее обеспеченным, правильная. Я изучал опыт в стране, такого ещё нигде не было. Но непосредственные исполнители слишком поторопились и не продумали последовательность действий. До такой степени, что существующие законы не позволят ему работать полноценно.
- В каком смысле?
- В прямом. Для реализации социального кодекса нужно ввести критерий нуждаемости, под это нужно создать отдельный законопроект. По крайней мере, во время общения с Александром Дрозденко от него такая идея звучала. Также надо принять поправки в областной закон № 130 о наделении полномочий муниципалов, ведь без этого районы не смогут осуществлять выплаты по новому соцкодексу. Кроме того, надо вносить поправки в бюджет, что планируется не ранее марта следующего года, ведь для осуществления выплат они должны быть внесены в закон о бюджете. Только после этого кодекс может вступить в силу, например, 1 июня 2017. Если раньше, то есть риск хаоса.
- Вице-губернатор по социальной политике Николай Емельянов на последней встрече по этому поводу заметил, что закон надо принять поскорее, со сроком реализации с 1 февраля. Он же не может не знать про то, что вы говорите?
- Если сделать так, как он говорит, будут проблемы. С февраля по март выплат никто не получит, ведь без передачи полномочий и внесения изменений в бюджет районы не смогут ничего выплатить. Граждане будут протестовать, ведь не получат того, что им гарантировано.
- Получается, что пока что принятие кодекса обречено?
- Примерно так. Появится много последствий, к примеру, тех, что 91% малоимущих многодетных семей внезапно не получат пособия. Они наверняка удивятся, приедут к Нещадим, а она разведёт руками и скажет — подойдите в марте.
- Она об этом не думает?
- Мне кажется, у неё стоит задача быстро принять кодекс, аналогичная задача стоит и перед Марковым (вице-губернатор по финансам — прим. ред.), которому важна экономия.
- Марков тоже говорит, что ему важна не экономия, что в бюджете как раз заложены дополнительные двести миллионов на социальную политику.
- Сказать можно что угодно, вопрос, что написано в бюджете. Например, его заместитель Королёва на последней комиссии сказала, что в казну социальные выплаты не дозаложены до 100%. Правда, не рассказала, на чём конкретно сэкономят.
- Вас послушать, кодекс вреден, бесполезен и противозаконен.
- Не так, просто надо исключить ряд противоречий и определить чёткую последовательность действий при принятии пакета законопроектов, обеспечивающих действие кодекса.
- Все эти замечания и противоречия очевидны и лежат на поверхности. Почему кроме вас об этом никто не заявляет?
- Может, потому что никто социальный кодекс даже не удосужился прочитать? Депутаты нашего ЗакСа привыкли одобрять любое предложение правительства и не вникать. Но моё мнение не является константой, я готов активно участвовать в обсуждении проекта.
- Тогда проблем социального кодекса — это трудность не губернатора, а депутатов?
- Это проблема тех, кто набрал таких послушных депутатов с ватными зубами в парламент. Согласно Конституции, эти две ветви власти должны сдерживать друг друга, а у нас ЗакС превратился в придаток. Есть важный закон и его нужно менять на этапе создания, но никто этим не занимается, потому что никто не читал. Кроме членов комиссии по социальной политике.
- Может, легче оставить всё как есть и не создавать никакой социальный кодекс, раз он создаёт столько трудностей?
- Не легче, подход к социальной политике действительно пора менять. Другой вопрос, что к теме надо подходить, думая о последствиях принятии закона, а не о желании выслужиться, характерного для наши чиновников.
- Кстати, можно ведь и проще. Ни у кого не отбирать деньги, а увеличить за счёт сокращения расходов, к примеру, на тех же депутатов. Недавно поднималась тема трат на использование депутатами служебных автомобилей, на что уходит 84 миллиона в год. Пересадить всех на общественный транспорт — вот и на малоимущих деньги появятся.
- С посылом согласен, но кроме меня и нескольких коллег вряд ли кто на это пойдёт.
Беседовала Юлия Гильмшина,
47news