Два года простаивавшая передвижная экологическая лаборатория правительства Ленобласти, созданная для экстренных выездов, без предупреждения проверять не может — только с 9 до 18 часов. При этом чтобы подготовиться к инспекции ей нужен один рабочий день. В итоге независимые экологи ездят к Путину. 
 
"Сложность подобных проверок заключается в том, что сам момент выброса зафиксировать сложно. Обычно это делается ночью, когда специалисты - экологи не работают. Сейчас ситуация изменится – наша лаборатория будет работать круглосуточно, и мы сможем оперативно выявлять нарушения", - сказал два года назад на тот момент глава областного комитета госнадзора природопользования и экологии Михаил Козьминых. Аккредитованная лишь в октябре 2015 года лаборатория по-прежнему не может застать опасные предприятия врасплох.
 
С 2013 года подведомственный комитету "Леноблэкоконтроль" содержит передвижную экологическую лабораторию с новейшим оборудованием. В общей сложности на нее из областного бюджета было потрачено как минимум 13 миллионов рублей — плюс нераскрываемая правительством сумма на ее дооснащение и повышение квалификации персонала. Как выяснил 47news, она два года стояла в гараже, съедая бюджетные деньги, а работать начала лишь два месяца назад.
 
За все время существования у лаборатории было пять выездов — строго в рабочее время. И ни один не был внезапным.
 
Одна из первых проверок в октябре 2015 года касалась нефтеперарабатывающего предприятия в Гатчине, где жители несколько лет жалуются на опасные выбросы и запах горючего в жилых кварталах. Во время выезда лаборатория превышения опасных веществ не зафиксировала. Замеры эксперты производили не на территории предприятия, рядом с нежилым домом. 
 
Местные экологи тогда возмутились неэффективностью работы комитета. По их мнению, зная о проверке, "СибРосьПереработка" приостановила зловонные выбросы. "Чаще всего они происходят ночью. А лаборатория приехала в 16:30. А ведь дорогое оборудование мобильной лаборатории было закуплено с тем, чтобы реагировать на жалобы местных жителей моментально", - считает эколог и бывший сотрудник комитета госэконадзора Сергей Грибалев, который, будучи чиновником в 2013 году, принимал участие в создании передвижной лаборатории. 
 
Как пояснил собеседник 47news в правительстве Ленобласти, оказалось, что таких полномочий у комитета нет. "Обещания правительства — это лишь слова, юридически ничем не подкрепленные: ни распоряжениями, ни нормативными актами. Комитет обязан предупреждать предприятие о проверке. Внеплановые проверки возможны в исключительных случаях, но судебная практика показывает, что с вероятностью в 99% результаты такой проверки все равно оспорят, и комитет получит штраф. Получить распоряжение о внеплановой проверке на практике очень сложно. Инспектор является инспектором с 9 до 18 часов. В остальное время он просто гражданин. Любая проверка, проведенная в другом временном интервале, может быть оспорена в суде", - объяснил источник в комитете по госэконадзору.
 
При этом защищающая "СибРосьПереработку" адвокат Полина Гусева в интервью 47news пояснила, что проверка в жилой зоне около предприятия тоже ничего не дает — пустая трата времени и денег, так как доказать, что источником является именно это предприятие, невозможно. "Необходим допуск на предприятие, а значит, нужно согласование с ним. В теории, если будет введен режим ЧС, то можно без предупреждения провести, но нужно разрешение прокуратуры. А она, в свою очередь, согласно закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" почти во всех случаях должна уведомить предприятия о грядущей проверке за 24 часа", - сказала Гусева.
 
К такой внезапности, считают экологи, подготовиться несложно — достаточно просто на сутки прекратить опасные выбросы. К тому же, как сообщила заведующая лаборатории Ирина Парфенова, моментально по звонку руководства эксперты выехать не могут — им нужен в среднем один рабочий день, чтобы подготовить оборудование и реагенты.
 
Но по мнению Грибалева, в комитете своим объяснением о незаконности внезапных проверок открещиваются от работы. Он пояснил, что для избежания процессуальных сложностей надзору достаточно возбудить административное дело на основании жалоб жителей. "Таким образом, делала такая же лаборатория, существовавшая в правительстве до 2012 года. Комитет возбуждал дело, и она выезжала", - рассказал эколог.
 
Кстати, ровно год назад комитет так и сделал. Все по той же "СибРосьПереработке" в Гатчине он возбудил административное дело и срочно направил инспекторов и экспертов проверять воздух. Нарушения нашли, но только в документации предприятия. А лаборатория была частная - "ТехноТерра", привлеченная за дополнтиельные средства. У нашей лаборатории тогда еще не было аккредитации.
 
Впрочем, с октября комитет может уже не нанимать частников за бюджетные средства и пользоваться услугами своих экспертов. Но ни один из пяти выездов оборудованного за шесть миллионов рублей автомобиля не сделан на основании административного дела, а предприятия всегда заранее знали о надвигающихся экипированных ревизорах.
 
В итоге после нескольких лет борьбы с запахом нефти гатчинцы собрали семь тысяч рублей и отдали их активисту Грибалеву, который проводил проверки предприятия самостоятельно. А тот 26 декабря в компании одной из жительниц направился прямо к Владимиру Путину на прием.
 
В прошлый раз президент ответил гатчинцам, что предприятий в районе десятки и выделить из суммы их запахов - один, невозможно. Ведь для этого нужна внезапная проверка на территории "СибРосьПредприятия".
 
В этот раз, рассказал Грибалев, "в Москве у советника Путина Екатерины Кутейниковой я попросил о закрытии завода в Гатчине, о том, чтобы в эту проблему вмешался президент. Ведь люди задыхаются. Нас сняли на видео и обещали передать его президенту".
 
Анна Яловкина,
47news