Всеволожский завод Ford бьется в судах с покупателем "Фокуса", попытавшимся его вернуть. Автовладелец уверяет — машина полна дефектов и опасна. Но выплачивать 2,5 миллиона рублей производитель не желает, хотя Генри Форд утверждал, что зарплату платит клиент.

В ближайшие дни Городской суд Санкт-Петербурга назначит заседание по рассмотрению апелляционной жалобы петербуржца Кирилла Торопова, который судится со всеволожским ЗАО "Форд Моторс Компани". Ранее Петроградский районный суд города отказал в удовлетворении иска Торопова, попытавшегося взыскать с единственного областного автопроизводителя почти 2,5 миллиона рублей. Причиной иска стал производственный брак в коробке передач автомобиля Ford Focus 3, который истец приобрел в ноябре 2013 года. Примечательно, что сам факт заводского брака, благодаря которому покупатель не мог пользоваться машиной более семи месяцев, фемида оспаривать не стала.

Как рассказал 47news Кирилл Торопов, свой "Форд Фокус 3", собранный на всеволожском заводе, он приобрел у дилера "Евро-моторс" за 650 тысяч рублей. На новую машину распространялась стандартная гарантия - три года с момента покупки или наступление пробега в 100 тысяч километров. Но с самого начала машина оказалась проблемной.

"Через три месяца в моторе появился посторонний звук и мне заменили бензонасос по гарантии. А меньше чем через год езды стали прослеживаться рывки при переключении передач автоматической коробкой, и появились странности в работе рулевого управления. То есть вещи попросту опасные для жизни. Мне перепрограммировали блок управления двигателем, поменяли подшипник на руле. Толку не было — машина по-прежнему двигалась рывками, при поворотах руля появился странный звук. На сервисе мне порекомендовали заменить всю рулевую стойку, но делать это по гарантии отказались. Мол, не доказано, что это производственный брак", - рассказал Торопов.

Через 13 месяцев после покупки "Форда" машина просто отказалась заводиться. "Я обратился с претензией к продавцу ЗАО "Евро-Моторс" и потребовал устранить все выявленные недостатки безвозмездно для меня, в рамках гарантии. Когда через 49 дней после передачи автомобиля на гарантийный ремонт, он так и не был починен, я решил отказаться от покупки и возвратить некачественную машину производителю. Но отдавать мне деньги завод отказался. Пришлось обращаться в суд", - объяснил покупатель "Форда".

Помимо стоимости купленного автомобиля, Торопов включил в иск неустойку за нарушение срока удовлетворения требования о возврате денег за семь месяцев - 1 345 500 рублей, разницу в стоимости аналогичного автомобиля на момент удовлетворения исковых требований - 306 000 рублей, компенсацию морального вреда - 60 000 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы - 42 330 рублей и другие понесенные расходы. В итоге набежали существенные 2 437 730 рублей.

Петроградский городской суд отклонил иск, исходя из следующих соображений. Экспертиза, доводы которой суд полностью признал, назвала причиной поломки коробки передач производственный дефект — деформацию ведущего шкива. Однако суд не счел данный эффект неустранимым. В судебном решении отмечено — 10 января, на 39-й день выполнения гарантийных работ, который был обозначен в договоре как последний, клиент отказался от ремонта. Таким образом истец сам воспрепятствовал ремонту.

В ответ Торопов утверждает — 10 января его не было в стране, а забирать автомашину он приехал только спустя 10 дней, когда гарантийные работы были просрочены. К апелляционной жалобе покупатель "Форда" прикладывает авиационный и железнодорожный билеты и справки от транспортных компаний.

Разбираться с доводами сторон теперь будет вторая инстанция. Мы же сосредоточимся на имиджевом аспекте. В последнее два года новости с областной площадки "Форд Моторс Компани" в подавляющем большинстве негативны. У производителя кризис — с марта 2014 года завод вынужден постоянно сворачивать производство. Сокращения персонала фабрики сопровождается протестами — забастовками и митингами. В результате помочь единственному автопроизводителю региона решило областное правительство, с 2016 года сократившее налог на его имущество в два раза. Добровольная помощь американской компании обойдется бюджету Ленобласти в 159 миллионов рублей.

Отметим, что основной причиной кризиса предприятия называют спад покупательской активности, связанный с общим состоянием экономики. В свете описанной выше ситуации в редакции 47news считают уместным вспомнить поговорку основателя компании Генри Форда: "Запомните, что не работодатель дает зарплату, он всего лишь распределяет деньги. Зарплату выдает клиент".

В пресс-службе всеволожского завода "Форд" комментировать ситуацию отказались, назвав ее "частным случаем". На вопрос корреспондента 47news о числе клиентов, желавших вернуть свои автомобили производителю, в пресс-службе ответили, что подобной статистики не имеют.

Артем Шалякин,

47news