Депутатов областного ЗакСа устроило исполнение бюджета-2012. Если смотреть глазами контрольно-счетной палаты, то им стало по душе от неэффективности, несбалансированности и непрактичности наследства предыдущего правительства.

На последнем заседании Законодательного Собрания Ленобласти, до того как прослушать российский гимн и отъехать на корпоратив, 9 июля абсолютным большинством депутаты приняли закон об исполнении бюджета за 2012 год. Фактически это был бюджет, доставшийся губернатору Александру Дрозденко от предшественника Валерия Сердюкова.

Официальные сводки об этом событии сведены к публикованию сумм доходов и расходов, оценок "одобрено" в различных вариациях. Между тем, исполнение бюджета является не формальным процессом, а отражением жизни региона. 47News удалось ознакомиться с заключением контрольно-счётной палаты (КСП) на закон о бюджете за прошлый год и выяснить, что депутаты утвердили не просто отчёт о расходовании средств, а изрядные экономические проблемы.

Вот, что так понравилось парламентариям перед тем, как уйти на летние каникулы:

- Во-первых, региональная казна прошлого года не отличилась конкретикой. При сравнении точек входа и выхода получается, что отклонение от намеченных показателей составляет 20%. Доходы по сравнению с первоначально запланированными увеличились на 11,2 миллиарда рублей, расходы — на 15,7 миллиардов. За год депутаты восемь раз принимали законы о внесении изменений в бюджет.

Классическим стало высказывание вице-губернатора — председателя комитета финансов Евгения Елина о том, что бюджет-2012 можно сравнить со ствольной артиллерией - "пульнули и сидим — ждём <...> пытаемся подставить карту под выстрел. Чем ближе конец года, тем больше мы пытаемся что-то изменить и больше этих метаний". "Следствием этого явилось нереальное планирование прогнозных значений дефицита областного бюджета", - сформулировала эту мысль КСП.

Сумму дефицита тоже невозможно было просчитать точно. В различных законопроектах она варьировалась от 7,2 миллиардов рублей до 5,3 миллиардов рублей, а в итоге остановилась на отметке 1,3 миллиарда.

- Во-вторых, возникают вопросы по поводу сбалансированности бюджета. Так, ещё по состоянию на 1 декабря 2012 года профицит бюджета составлял 5,3 млрд рублей. Ровно за месяц было потрачено на различные нужды 12,5 млрд рублей, что составило 18,1% от общей суммы за год или 49,4% от общей суммы за квартал.

В результате был образован дефицит в сумме 1,3 млрд рублей и увеличен госдолг региона, для чего были привлечены два кредита на сумму 1,8 млрд рублей. При этом на 1 января 2013 года остатки средств составляли 2,6 млрд рублей. "Привлеченные заёмные средства по крайней мере в период до 8 января 2013 года не были направлены на финансирование дефицита бюджета", - считают в КСП.

- В-третьих, ожидания от бюджетных нововведений разошлись с практическим итогом. Администрация Ленобласти была чрезвычайно горда перечислениями в казну от крупнейших налогоплательщиков: "Северсталь", "Газпром", "Мегафон", "Ростелеком", "Транснефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "ИСТ". 

Благодаря им поступления налога на прибыль увеличились на 5 млрд рублей или на 23,6%. Но после итоговых подсчётов стал виден просчёт: половина этой суммы ушла обратно компаниям в виде налоговых льгот.

Относительные цифры тоже указывают на эффект ожидания: объём налоговых льгот за год вырос в 1,23 раза, если говорить об инвесторах и трейдерах — в 1,57 раз. Итого: темпы роста налоговых льгот в 1,53 раза выше, чем темпы роста налоговых и неналоговых доходов.

- В-четвёртых, есть претензии к прошлогоднему бюджету по поводу его спланированности. Некоторые комитеты планировали закреплённые за ними доходные источники настолько спонтанно, что реальные цифры разошлись с теоретическими в несколько раз.

Так, КСП проанализировала исполнение отчислений в бюджет 25% прибыли госпредприятий. В целом поступления по этому источнику превысили прогноз в 2,19 раз. Обращаясь к частному: комитет по дорожному хозяйству отошёл от плана в 35,5 раз; комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ — в 5,52 раза; комитет по печати и связям с общественностью — в 1,68 раз.

- В-пятых, не понимают в КСП, почему деньги, заложенные в бюджете, не доходят до цели или, говоря проще, используются неэффективно. В качестве примера приводят избитую проблему — дороги, состояние которых, несмотря на истраченные 7,4 млрд рублей, "принципиально не изменилось".

Так, в КСП полагают, что комитет по дорожному хозяйству в течение года производил приём "фактически невыполненных работ". К примеру, баланс "Ленавтодора" на 1 января 2013 года составлял 3,7 млрд рублей, из которых 3,64 млрд — незавершённое строительство и реконструкция автодорог.

По этому поводу в аналитической записке снова процитировали Евгения Елина, который дал оценку бюджета-2012 так: "Помимо того, что мы не умеем управлять, мы не обеспечиваем корректность и достоверность учёта результатов исполнения бюджета и целей предоставления ассигнований".

Такое положение дел практически не вызвало возмущения у областных депутатов, и они без пререканий перевернули книгу бюджета на 2013 год.

На сегодня исполнение бюджета-2013 тоже нельзя назвать блестящим, однако согласно данным финансового сектора вице-губернатора Евгения Елина, его показатели в первом квартале по расходным статьям на порядок лучше чем в Петербурге.

На 5 июля 2013 года расход составил 44 процента против 49 процентов дохода.

Юлия Гильмшина,

47News