За отдыхающими на роковых карьерах в Шапках приглядывает депутат. Он видел, как это заканчивается, а виноватой остается власть.
На карьерах в Шапкинском поселении в минувшие выходные прошел рейд чиновников между загорающих тел. Выходящим из воды и целящимся туда представители местной администрации в сопровождении МЧС рассказывали об опасности утонуть: место для купания не оборудовано, спасателей нет, в карьерах бьют холодные ключи, чреватые судорогами и спазмами, и глубина под два десятка метров, но купальщиков это не останавливает.
В Шапках шесть карьеров, наиболее массовые – № 4 и 5, почти каждое лето они попадают в сводки с утонувшими, среди них – дети. Жертва четвертого карьера в этом сезоне - 42-летний мужчина.
Среди пытающихся остановить купальщиков – глава Шапкинского поселения депутат Александр Соколов. Помимо бесед, он вызывает на стихийные пляжи полицию, лично объезжает карьеры, проверяет, на месте ли информационные щиты с запретами. Если трагедия, он тоже на месте, последствия видит лично.
- Сами здесь купались? – на всякий случай уточнил 47news у Соколова.
- Не рискую.
- Обычно профилактикой занимаются спасатели, вам это зачем?
- Хватит и одного уголовного дела, когда зимой утонул ребенок, а потом лыжники. Люди не чувствуют опасности, а когда что-то случается, первыми, кому приходится отвечать, это власть. В Шапках прописано 560 человек, а летом фактически свыше 5 тысяч набегает, это люди, которые приезжают на отдых. А потом все они на карьерах, купаются буквально на производственной площадке. На шестом карьере ведется добыча песка, там бы касочку не помешало надеть, не то, что плавать, – негодует собеседник.
В феврале 2020-го на карьере под лед провалились отец с двумя детьми, одного не спасли, спустя несколько часов та же участь постигла мужчину и женщину, оба погибли. СК возбуждал дело о причинении смерти по неосторожности двум или более лицам.
- Как люди реагируют на депутата на пляже, который, по сути, мешает им отдыхать? Кто-нибудь ушел после беседы?
- В основном нормально реагируют. Кто-то прислушивается, говорит "спасибо". Но потом опять в воду. Максимум пообещают, что не будут глубоко заплывать. Некоторые честно говорят, что уже лет десять сюда ездят и продолжат, так что беседа наша чисто понятийная.
- Но вы же полицию вызываете, не помогает?
- Купание в неположенном месте – административное нарушение, штраф одна тысяча рублей. Составить протокол мы можем только в присутствии сотрудников полиции, поэтому стараемся вызывать. А толку: составили с десяток административок за два часа, а отдыхающих сотни.
- Какие-то еще замечания делаете? Может, выпивают люди…
- Ну, какие замечания, вся наша работа чисто информационная. Если к употребляющим подходить, это может спровоцировать их на агрессию, поэтому максимум можем сказать, что купаться в нетрезвом виде опасно.
Официально в Ленобласти 18 общедоступных оборудованных пляжей, если же сверяться со списком Роспотребнадзора, то гигиенично окунуться можно только в четырех водоемах.
- Почему бы не разрешить купаться здесь официально? Оборудовать место, спасателей посадить.
- Кажется, это единственный выход, но любой пляж должен соответствовать определенным требованиям. Например, 15 метров от берега глубина должна быть не более 1,20 метра. Получается, чтобы эти пляжи открывать, надо провести водолазные работы, очистить акваторию. К тому же эта территория относится к землям лесного фонда, так что администрация Шапок тут бессильна. У нас легальных пляжей нет, и при бюджете 12 миллионов мы их никогда не создадим. Пока пытаемся выяснить в комитете по природным ресурсам, какие меры они примут для обеспечения безопасности на этой территории.
- Если оставить купальщиков в покое, что-то изменится?
- В этом году у нас один утонувший, и, дай бог, он будет последним, в 2024 году обошлись без жертв. Я считаю, это в том числе результат нашей работы. И есть надежда, что на территории появится арендатор, который примет на себя ответственность, если что-то случится. Либо он должен обеспечить запрет на вхождение в воду.
Тем временем, как объяснили 47news в комитете по природным ресурсам, указанная территория по договору постоянного пользования передана Лисинскому лесному колледжу для научно-исследовательской и образовательной деятельности. Лесопользователь установил аншлаги о запрете купания, но в его обязанности не входит обеспечение безопасности на водных объектах, какими официально являются эти карьеры. А право доступа к ним граждан прописано в Водном кодексе.
- Обустройство мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране жизни и здоровья относится к вопросам сельского поселения, – закруглили в комитете.