Маркетплейс впервые отправил в рейс фуру без водителя. Не так скоро, но большегрузами будет рулить нечеловеческий интеллект - дефицит шоферов растет. Что об этом думают руководители транспортных компаний, выяснил 47news.
"Яндекс-Маркет" 17 октября объявил о первой доставке груза беспилотной фурой. Машина проехала по трассе М-4 от Москвы до Тулы. Рейсы планируют сделать еженедельными. Для Ленобласти направление более чем актуальное, на территории региона несколько федеральных трасс и плотный грузопоток.
О перспективах и рисках перевозок без водителей, 47news спросил профильных бизнесменов.
В связи с текущей ситуацией на рынке и ростом расходов, привлечение беспилотных машин может оказаться самым экономичным вариантом для перевозчиков, считает президент национальной Ассоциации грузового автотранспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
- Зарплаты поднялись, сейчас приходится платить по 200-250 тысяч рублей, около 50% уходит на налоги. Беспилотный транспорт – это еще и меньший расход топлива. Он просто едет и едет: не будет резких ускорений и торможений. Сейчас вообще активно внедряется автопилот, в самолетах уже давно человек подключается только на этапах взлета и посадки, – поделился Матягин.
Почти 70% перевозчиков сталкиваются с нехваткой водителей, сообщали "Известия". Часть сотрудников ушли на СВО, многих привлекла работа курьерами на маркетплейсы.
- Водителей не просто не хватает – их нет. Не идут ни за какие деньги. Зарплаты поднимаем, но до бесконечности же тоже не можем. Этот бизнес всегда был кризисный, чуть что – сразу бьет по водителю. А сейчас вообще непонятно, что будет завтра, – высказался руководитель ООО "Тракт" Вячеслав Кацадзе, добавив, что рассмотрел бы вариант беспилотных машин, но оговаривается: - Должно быть все предусмотрено до конца. Как, например, машина будет заезжать на заправки?
Испытания на М-4 проводятся в автономном и ручном режиме, когда машиной управляет водитель – так нейросети обучают для планирования траектории. В будущем планируют запустить полностью автономные перевозки, без водителя-испытателя в салоне.
Зарплаты у водителей только за этот год подскочили примерно на 30-40%. При этом квалификация не растет, поделился с 47news знакомый предприниматель. Сейчас на работу зачастую приходят по принципу: нет образования и больше некуда. А машина требует особого внимания. Поэтому выгоднее беспилотный транспорт будет и с точки зрения обслуживания.
- Автомобиль это средство повышенной опасности, на нем нельзя ездить, пока не сломается. Нужно следить постоянно, что-то чинить. А к нам приходит молодежь, ничего не понимая в устройстве машины. Не понимая, что для груженой фуры не просто так существует ограничение по скорости – до 85 км/ч. Приходят к механику жаловаться, и даже объяснить не могут, в чем проблема. Водитель говорит: машину уводит влево-вправо. Оказывается, надо было просто смазать шкворню (деталь подвески), – негодует собеседник.
Нюанс и в том, что такая машина сможет доставлять грузы из пункта А в пункт Б, но не до конечного потребителя. Должна быть развита инфраструктура, с плавными въездами и выездами на точки, и чтобы они были не в черте города. Государство со своей стороны должно позаботиться о трассах, говорят собеседники.
Что касается безопасности, эксперты считают, что фура с водителем на дороге может представлять гораздо большую угрозу.
- Этот грузовик едет по своему заданному маршруту, никого не трогает, другим водителям его не стоит бояться. Другое дело, что должны быть соответствующие опознавательные знаки, чтобы автомобилисты имели это в виду, – поделился один из экспертов.
Но запустить грузовики без водителя прямо сейчас сами собеседники пока не рискнули бы – нужно подождать.
- Пока это не реально. Это должна быть выделенная полоса. Просто по дорогам общего пользования я представить себе не могу. А зимой, когда все эти датчики могут и заледенеть, тем более… – высказался совладелец ООО "МКТ-Авто" Константин Ланнэ.
Всем мы задавали вопрос: "Не страшно будет, если на вас несется на скорости под сотню грузовик с пустой кабиной?" Все собеседники ответили — нет, не страшно, но...
С тем, что поначалу человек все же должен находиться внутри, хотя бы сидя рядом с рулем, согласен и президент "Грузавтотранса" Матягин. По его оценке, полномасштабное внедрение беспилотных грузовиков в России займет не одно десятилетие. И все зависит от того, насколько бизнес окажется готов переходить на такие форматы.
- Сейчас нет денег на обычные машины, не то что бесплотные, – поделился один из бизнесменов.