На полтора года лишат прав тех, кто скрывает номера. 47news разобрал таких водителей на категории, узнал методы и показывает видеомагию. Есть и неформальный тариф.

Госдума 1 октября приняла закон о лишении прав на срок до полутора лет за скрытие госзнаков на автомобиле. Наказание - лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

На сегодняшний день административная ответственность — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев (статья 12.2 КоАП).

47news поговорил со знакомыми инспекторами ГАИ и узнал, какая практика сложилась на данный момент и насколько актуальны изменения в законодательство.

По словам собеседников, в части легковых автомобилей нарушение встречается достаточно редко. В основном это те, кто замазывает номер грязью или снегом, желая таким образом избавится от штрафов с камер. Вопрос, каким образом доказывать умысел.

⁃ У нас достаточно давно появилась формулировка: "визуальный осмотр транспортного средства позволяет с очевидностью сделать вывод о том, что снег (листва, грязь) нанесен с целью затруднения идентификации госзнака. Загрязнение не связанно с процессом движения и самозагрязнения", - говорит один из инспекторов, добавляя, что заметить нарушение и взмахнуть жезлом вполне хватает.

Отметим, протокол по вышеукзанной статье составляет инспектор, но рассматривать может только командир подразделения. Второй вариант - направление материалов мировому судье, например если водитель не согласен. "Конечно, обычно граждане говорят оно, мол, само. А некоторые особо талантливые замазывают сзади ровно те же цифры, что и впереди. Смешно", - вспоминает случаи из практики собеседник.

Очень редко, но попадаются те, кто устанавливает специальный механизм для опрокидывания номера в горизонтальное положение. В салоне кнопка, соединенная с электромоторчиком и тросиком. Второй вариант - устройство на электромагните. "Опытный инспектор такую штуку заметит". Механизмы с номером перевертышем (двойным) вообще эксклюзив.

"Во-первых, это уже грозит уголовной ответственностью, во-вторых, серьезным мужчинам из сильно неформального мира легче поставить на свой X5 номера от "девятки", метнутся куда надо, а потом их выкинуть", - комментируют в дорожной полиции.

На практике, суд редко лишает прав за сокрытие номеров, обычно дело обходится штрафом в пять тысяч рублей. "Мы за ужесточение, поскольку, когда есть вилка лишение либо штраф, суд чаще выбирает последнее", - солидарны опрошенные.

В 2023 году на территории РФ было выявлено 111261 случай такого нарушения.

Еще одна категория - водители в зоне платной парковки, закрывающие часть номера скидочными картами и медицинскими масками (этим не брезгуют и водители премиальных иномарок). Но речь только о тех, кто начал движение и забыл убрать "защиту". Стоять же с закрытым номером законодательно не возбраняется.

- В Москве и Московской области есть региональные законы, позволяющие эвакуировать такую машину. Причем, москвичи еще и воспитывают водителей - заберут автомобиль допустим с Арбата и отвозят на самую дальнюю штрафстоянку в области да еще на несколько тысяч машин. Как говорится, вэлкам, потрать день и забирай. В Петербурге такого закона нет. Хоть со снятыми номерами стой, рассказывает один из сотрудников, добавляя, что номер под лобовым стеклом во время движения тоже подпадает под "сокрытие".

Следующая категория - мотоциклисты. Как известно, у них только задний номер, но для большинства камер это не помеха. "Ребята, как правило, специфические, на своей волне. Не хочу платить штрафы, и все тут. Свобода, все дела. А делают просто, изменяют угол наклона рамки номера", - делятся наблюдениями полицейские.

111.jpg

Но все же процентов девяносто нарушителей это водители грузовиков. И понятно почему - штраф за перевес весомые 400 тысяч рублей с одной машины. Еще одна весомая причина камеры системы "Платон", по ним взимается плата за проезд большегрузов по федеральным трассам.

- На "Скандинавии" и "Сортавале" есть автоматические весы, там наглядно можно увидеть какое количество едет с "кривыми" номерами. Методов множество: номера утоплены в бампер, наклонены вперед, перекрыты балками-кенгурятниками. В отличие от легковых, очень распространено устройство с рычажком и пружиной, опускающее номер или поднимающее на него нижнюю часть крышки радиатора. Если получается, то обгоняем и снимаем на мобильный в зеркало заднего вида, как это происходит. В суде не отвертится.

На практике это выглядит так, следите за магией процесса:

Хотя фотографий для суда тоже хватает.

Задние номера водителей заботят меньше, но и они, как правило, утоплены под кузов или наклонены.

По словам собеседников, несмотря на очевидность нарушений, уже не первый год работают рекомендации от руководства не тормозить большегрузы. 47news рассказывал, что после февраля 2022-го приоритет стал отдаваться выживаемости экономики. Тогда неформально указывалось, что грузовики неотъемлемая часть строительной отрасли (в Ленобласти речь о песчаных и гранитных карьерах).

Есть мнение, что сложившаяся ситуация породила систему "абонентской платы" между компаниями перевозчиками и правоохранительными органами, об этом мы тоже подробно рассказывали.

"Вполне возможно, ужесточение ответственности приведет к подъему такой платы", - предполагает один из скептиков в погонах.