47news показывает изнанку перевозок песка-щебня по "Скандинавии" и тарифы от ГИБДД от "все включено" до "всё решено". Экономия бизнесу - в сотни миллионов, а инспекторы на грани протеста.

В ближайшее время в Управлении ГИБДД произойдёт, казалось бы, негромкое назначение. На должность командира 3-го батальона встанет москвич в звании капитана, работавший ранее в дорожной полиции Юго-Восточного округа столицы, откуда за генералом Плугиным уже перевелись многие. И даже более: говорят, это креатура нового начальника УСБ Алексея Васильева, также переведенного из Москвы. Батальон, который он возглавит, отвечает за кольцевую дорогу и Западный скоростной диаметр.

Значение новой фигуры можно понять по логистике — на КАД и ЗСД так или иначе встают все грузовики, везущие стройматериалы с карьеров Ленобласти. В основном это песок и щебень. О том, насколько плотно идёт поток, говорит видео снятое нами в семь утра понедельника, 20 января. Машины на карьерах грузят ночью, а утром они поспевают как раз, когда на стройках начинает бурлить.

Подчеркнем масштабы: в Петербурге за минувший год возведено более 2 млн квадратов жилья. В Ленобласти - ещё 2,1 млн, большая часть - в Мурино, Новом Девяткино, Кудрово. Сколько миллионов кг песка и щебня потрачено, не ответит ни один эксперт. Все тонны едут в основном с карьеров в Выборгском и Всеволожском районах, а доставляются по трассам “Скандинавия”, “Сортавала”, в меньшей степени - по “Коле”. Эти пути уже в зоне ответственности 2-го отдельного батальона.

Фото: трасса "Скандинавия"

Штрафы

Передвижение грузовиков регламентировано таким количеством правил, что, если соблюдать их дословно, то маржинальность бизнеса будет таять стремительно. Большинство административных санкций - в компетенции дорожной полиции. Объект внимания инспектора между собой называют "грузлом".

Вот лишь некоторые из нарушений:

Управление транспортным средством без тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителей; управление при наличии неисправностей; нарушение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей; нарушение требований о проведении предрейсового контроля техсостояния машины; управление водителем, имеющим при себе права других стран; несоблюдение требований об обязательном страховании ответственности владельцев грузовиков; загрязнения дорожного покрытия; управление с нарушением правил установки на нем госзнаков.

Последнее особенно актуально. Неправильно установленный госзнак позволяет уходить от камер системы "Платон" и экономить. Так, одна ходка песковоза от карьера в Выборгском районе до кольцевой Петербурга и обратно - около трёхсот километров. По словам участников рынка, в день таких рейсов делается два-три. То есть под тысячу километров. По тарифу километр стоит 2 рубля 4 копейки. За месяц экономии набегает более 60 тысяч с машины. По примерным оценкам, по “Скандинавии” курсируют около 600 большегрузов в день. По “Сортавале” - столько же. Если, допустим, половина из них лукавит с госномером, то речь о сумме, подбирающейся к 500 миллионам рублей в год. Некоторые оптимисты называют миллиард. Способы сделать номера нечитаемыми с камер тоже не секрет. Например, изменение угла наклона госзнака или закрытие его металлической дугой. Эти же хитрости позволяют уклониться от штрафов за скорость.

Самый болезненный штраф - за перевес. Он достигает 400 тысяч рублей с грузоотправителя, 400 с перевозчика и столько же с получателя. Санкции водителю - вплоть до лишения прав. Из распространённых нарушений в канве перевеса - наваривание бортов. При остановке такой машины потребуют за 10 дней устранить нарушение. Если этого не произойдет, грузовик становится архивным и эксплуатировать его нельзя. Следующее распространённое нарушение — кузов без тента.

Фото: из объявлений в сети Интернет

Естественно, что бизнесу такие потери не нужны. Для перевозчиков точно не тайна, что на указанных трассах давно сложилась понятная система покровительства.

Тарифы

По словам собеседников в отрасли, за последние годы сформировались понятные тарифы. Так, условный эконом” варьируется от 3 до 10 тысяч рублей за машину и подразумевает беспрепятственное движение грузовика только в зоне ответственности одного подразделения. Это может быть как трасса, так и район города или области. "Эконом" пользуется спросом у небольших, локальных перевозчиков. Например, тех, кто доставляет песок и щебень на дачи и в садоводства.

Взрослый тариф называют всё включено”. Он обходится в 15-20 тысяч рублей с машины в месяц. В случае песковозов-тонаров - и до 30 тысяч. Кстати, такая машина может генерировать эту же сумму, но за день. Удобство налицо: плата обеспечивает иммунитет от экипажей ДПС, но уже как на дорогах Ленобласти, так и на федеральных трассах. Порой - вплоть до улиц Петербурга. Отметим, что КАД и ЗСД включены. Тариф выгоден, когда в парке не менее пяти-десяти машин.

Самую дорогую услугу в линейке принято называть всё решено”. Помимо защиты от экипажей ГИБДД, она включает ещё и прививку от сотрудников Ространснадзора. Уже примерно как год они имеют право самостоятельно останавливать грузовики. Их самое убойное орудие воздействия - весы и исключительные полномочия взвешивать. По словам участников рынка, практически вся бизнес-логистика выстроена на превышении допустимой загрузки грузовиков. “Всё решено” обходится примерно в 35-50 тысяч с машины. Цена вполне приемлемая, с учётом размера штрафов.

По словам опрошенных 47news сотрудников ГИБДД, технически реализация тарифа происходит по следующему сценарию: машину останавливают, но шофёр просит не заполнять бумаги со словами: “Я еду по звонку”. Звонит, называет номер экипажа. После этого вибрирует от входящего уже телефон сотрудника. В трубке раздаётся: “Покажи дорогу”.

Оператор

По данным нашего издания, координация осуществляется через диспетчерскую. Алгоритм её работы примерно такой: водитель звонит своему хозяину, тот - в диспетчерскую и передаёт как номер экипажа, так и место-километр-район возникновения проблем. Далее информация летит в районные подразделения либо подразделения, отвечающие за трассу или ЗСД. Как говорят, уровень принимающего обычно находится на статусе замкомандира подразделения. От него звонок поступает тому самому экипажу. При этом дискуссия не предусматривается - машину отпускают.

Схема.jpg

Отступники

Тем, кто не выполняет указания, найдется система приручения: поощрения не проходят, а взыскания - регулярно. Непокорных отправляют в пешие посты по 12 часов, а также в дежурную часть. Последнее хоть и является несвойственной функцией, запрещённой приказом МВД, но практикуется повсеместно в связи с нехваткой личного состава. Отдельная история - с отправкой в обеспечение безопасности культурно-массовых мероприятий. При грамотном планировании утомить там сотрудника вплоть до желания уволиться – вполне решаемо. Понятно, что экипажи собраны не из святых, а без дороги будешь жить на одну зарплату.

Отдельной дубинкой служат сотрудники 11-го контрольно-профилактического отдела Управления ГИБДД. Это аналог УСБ, но внутри, куда в 2019 году также пришел москвич. Инструментарий у них неслабый. Например, при просмотре видео из патрульной машины можно заметить, как инспектор несколько секунд ехал непристёгнутым. Предусмотрено и наказание за перепробег служебного автомобиля. Он лимитированный и составляет 4 тысячи километров в месяц. Для “Скандинавии”, протяжённостью 140 километров, - ничто. По словам сотрудников, нормой стали и досмотры служебных машин, и ломание шкафчиков с одеждой. “Эти почему-то считают себя операми, хотя таковыми в реальности не являются”, – рассказали автору статьи. Другое дело, что этот "одиннадцатый" отдел, как говорится, не в доле и решает свои статистические задачи, на которые негласные тарифы никак не влияют.

Становление

Нельзя сказать, что поборов на “Скандинавии” и "Сортавале" не было и раньше. Но опрошенные нами называют времена до 2013 года бессистемными, своего рода лайт-вариантом. “В фокусе были в основном машины с товарами из Финляндии и, выборочно, грузовики. Ещё бензовозы, что торговали дизелем из врезов в нефтепроводы "Транснефть-Балтики", – вспомнил один из работавших тогда инспекторов.

Автором же прочной схемы и новых правил называют 35-летнего уже экс-сотрудника ГИБДД Николая Андреева. Летом 2019 года офицера резко задержала ФСБ. В его BMW X6 нашлись конверты с 7 миллионами. Фабула дела - в покровительстве перевозчикам. Году так в 2013-м он - командир взвода на "Скандинавии". Через пару лет перевёлся в специализированную роту оперативного реагирования (СРОР) дорожной полиции на место помощника командира по технической части. Должность командира в этом подразделении тогда занимал Михаил Александров. В октябре 2019-го и он был задержан по тому же делу, что и бывший подчинённый, но уже на должности заместителя начальника второго отдела УГИБДД, в чьём ведении - вся дорожно-патрульная служба Петербурга и Ленобласти. В те годы, когда Александров и Андреев служили в СРОР, у этого подразделения было неоспоримое преимущество - рота располагала весами, которые могла направлять в любую точку. Они и зачастили на “Скандинавию” - договориться с ними по тем временам, похоже, было нереально. После такой атаки бизнес зашептался и стал искать подходы, а они привели к Андрееву.

Реакция

Самая же большая диспропорция этого порядка в том, что рядовые инспектора не зарабатывают со всего этого:

"Отвечать-то нам, если что случиться. Я его отпущу, а он через километр впилится на встречке. Вот и трупы. Сами же недавно писали, как водителя, по его словам, подвыключило. А если ребёнка? Никто не святой, но мы ведь тоже люди, и когда приказывают отпускать пьяного - это неправильно. Плюс вокруг кружат сотрудники Управления собственной безопасности. У тех свое. Не докажешь потом, что не ишак".

Атмосфера же царит в коллективах необычная. Вплоть до того, что некоторые полицейские в прямом смысле слова ждут, когда к ним возьмут да придут из ФСБ. "Поверьте, никто скрывать ничего не будет”, - чуть ли не с отчаянием смело заявил нам один из собеседников в погонах.

Бизнес-риски лежат даже не в этой плоскости. Новый начальник 3-го батальона, прибывший из Москвы, вполне себе способен поломать систему. Логистически доставка щебня и песка как в город, так и под Петербург завязана на КАД и ЗСД. Ему достаточно с пристрастием посмотреть на ситуацию. И если представить себе, что шлагбаум опустится, то начнется уже не внутриведомственная толкотня. Коммерсанты станут возить как положено, прибыль резко уменьшится. Так, что может подрасти цена за квадратный метр жилья. Но это уже совсем глубокая история.

 

Виктор Смирнов,
47news

Кадры и комментарии:

Ответственный за "Скандинавию", "Сортавалу" и "Колу" отдельный батальон №2 возглавляет подполковник полиции Сергей Ельчанинов.

Его заместитель - капитан Валерий Гермонин. Есть мнение, что он был назначен при сопротивлении Ельчанинова, генералом Алексеем Семёновым, возглавляющим ГИБДД Петербурга и Ленобласти.

За “Колу” отвечает второй зам Ельчанинова, Артём Пинчук.

Их энергичных, во 2-м батальоне и командир 2-й роты, майор Ростислав Гайдучек.

Замкомандира этой же роты Ивана Мартынова задерживали после обысков в ноябре прошлого года. Ему предъявлено обвинение по статье "взятка". Мартынов был уволен по заключению служебной проверки. В его подчинении был замкомвзвода в составе 2-й роты Алексей Соколов, он отвечает исключительно за “Сортавалу”.

Должность начальника ГИБДД по Выборгскому району Ленобласти не первый год занимает Владимир Козлов. Его сын Евгений служит в том же 2-м батальоне на трассе“Сортавала”. Заместитель Козлова-старшего, Дмитрий Турецкий

Если перенестись в транзитный Всеволожский район, то там до лета прошлого года начальником ОГИБДД был Игорь Бодров. Сейчас эту должность занимает Алексей Рыжов. Но наиболее активным до последнего времени был командир отдельной роты ДПС отдела ГИБДД по Всеволожскому району Алексей Ушаков. В начале декабря он был задержан сотрудниками регионального Управления ФСБ по делу о передаче взятки тому же Андрееву.

За кольцевую и Западный скоростной диаметр, как уже говорилось, отвечает 3-й батальон. До августа прошлого года его возглавлял Алексей Егоров, уволенный из органов после задержания его заместителя Андреева. По словам коллег, Егоров активно сопротивлялся этой кандидатуре.

47news позвонил сотрудникам.

Генерал Алексей Семёнов на звонок не ответил.

Валерий Гермонин ответил, что о сложившейся системе благоприятствования грузоперевозчикам на "Скандинавии" и "Сортавале" ему ничего неизвестно. Предположение о том, что компании платят за то, чтобы беспрепятственно передвигаться даже с нарушениями, назвал "полнейшей глупостью".

По словам Алексея Соколова, он тоже не слышал о подобном. "Был инцидент с Андреевым и Мартыновым. Они вроде помогали перевозчикам", - припомнил собеседник.

Иван Мартынов на вопросы ответил односложно: "Ничего не могу вам сказать" и ушёл со связи.

Ростислав Гайдучек на вопросы отвечать отказался.

Артём Пинчук на звонок не ответил, как и его руководитель Сергей Ельчанинов.

До Алексея Егорова также дозвониться не удалось.

Игорь Бодров ни о какой системе благоприятствования не слышал.

Телефон Козлова-старшего был выключен, а младший сообщил, что комментариев давать не намерен.