Помощь на сотни миллионов нужна для фронта, сообщил в письме и.о. командующего ЛенВо. Собирать предлагается в режиме единого склада. Реакция - прохладная, за три года власти и бизнес наладили все сами.
Не секрет, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проводится системная работа по сбору гуманитарной помощи для нужд СВО. Один из видов - поставка технических изделий. Так, уже не первую неделю по кабинетам властей и бизнеса ходят письма за подписью генерал-лейтенанта Рустама Миннекаева, временно исполняющего обязанности командующего Ленинградским военным округом (ЛенВО).
В послании - просьба рассмотреть возможность приобретения и передачи в войска округа различных материальных средств. В списке - дорогостоящие дроны на 100 млн рублей, прицелы на полсотни миллионов, радиостанции на 20 млн, комплекты управления коптерами, телевизоры, автомобили и даже магазины для АК-74 с подсумками. По примерным оценкам, речь идет о товарах на сумму около 300 млн. Все предлагается везти на один склад в Ленобласти. Кстати, примечательно, у некоторых позиций есть ремарка с названием компании, контактом и мобильным.
Постановление правительства РФ от 2022 года предписывает властям субъектов и муниципалам оказывать содействие войскам "в обеспечении гуманитарной помощью".
Собственно, в сборе средств для военных ничего нового - в 2024-м это уже рутинная работа. Другое дело, что генерал Миннекаев, как говорят, пытается изменить принцип сбора ресурсов, сделав его централизованным. То есть, все собранное должно поступать сначала на склад в Ленобласти, а затем распределяться по разумению штаба ЛенВО.
По данным нашего издания, такие предложения поступали губернаторам Александру Беглову и Александру Дрозденко, полпреду по СЗФО Александру Гуцану и большому бизнесу, представленному в двух регионах. Но особого энтузиазма предложение не вызвало из-за практического нюанса. На третий год СВО у каждой системы координат, помогающей военным, сложились свои отношения с теми или иными войсковыми соединениями. Например, Ленобласть уже давно сотрудничает с Шестой армией - туда поступает и дорогостоящая техника, и прочее необходимое. То же самое касается властей города, больших корпораций и небольших объединений граждан.
"Помимо личных отношений, прозрачно и видно, кому уходит помощь. Также понятны нужды, можно быстро и тонко перенастраивать номенклатуру поставок в зависимости от необходимости на местах. В случае с централизованным вариантом вряд ли кто-то захочет отдавать ресурсы в неизвестность", - отмечает один из причастных чиновников.
Есть еще одна деталь на уровне ощущений - Петербург и Ленобласть неохотно принимают варягов. Минникаев исторически прибыл в Северную столицу вслед за своим руководителем Александром Лапиным из Центрального военного округа. Напомним, Лапин - командующий ЛенВО, ранее возглавлял ЦВО.
Тем временем судачат, что с командирами в частях проведены беседы с настоятельной рекомендацией направлять усилия сборщиков в русло единого склада. Но есть мнение, что, как и в случае с властями, особого восторга пожелания не вызвали. На практике запретить военнослужащим общаться с волонтерами невозможно. Тем более, если речь идет о зоне СВО.
Отметим, что военный округ уже не первый раз подступается к системе сбора помощи. Так, в нынешнем феврале и прошлом августе военная прокуратура проводила проверку по противодействию коррупции на поставках гумпомощи. В правительство Ленобласти и администрации районов поступили запросы с просьбой перечислить наименования и количество переданного на фронт имущества. Надзор собирался проверить обоснованность заявок, опираясь на приказ Минобороны. В нем утвержден порядок действий - как принимать, оформлять и списывать полученное в дар. Обоснование примерно такое: военным виднее, кто, где и в чем нуждается. И вообще - нуждается ли.
Говорилось, что порядок передачи и учета введен недавно, а контроль еще не налажен, и это создает предпосылки для корыстного интереса должностных лиц в войсках. Но общественники восприняли приказ как контроль и отваживание активистов от распределения гумпомощи.
О результатах проверок не сообщалось, и особого волнения они вроде не вызвали. Во-первых, невозможно отчитаться до каждого гвоздя, во-вторых, сложно представить, кто этим будет заниматься. В то же время, на уровне Ленобласти с активистами обсуждается, что именно на определенном участке фронта нужно в данный момент - это позволяет упорядочить поставки, удешевить логистику и повысить качество.