В Ленобласти заговорили о том, что помощь фронту общественниками есть смысл упорядочить - так проще и есть учет потребностей. 47news показывает три точки этой слегка нервной дискуссии.
В фонде "Ленинградский рубеж" 14 мая по поручению губернатора Александра Дрозденко прошла встреча с представителями волонтерских объединений, помогающих фронту. Всего таких присутствовало более сорока человек. Вел руководитель фонда Виталий Будников, на вопросы отвечали начальник Центра материально-технического обеспечения Ленинградского военного округа Дмитрий Чукавов, председатель комитета по соцзащите Анастасия Толмачева, глава Агалатово Андрей Васютин и заслуженные ветераны СВО.
В широком понимании в повестке была систематизация оказания помощи. Не секрет, что с начала СВО разрозненные группы волонтеров, как правило, доставляют грузы в те подразделения, с которыми есть личный контакт. Зачастую, это служащие родственники. В то же время, есть приказ Минобороны от августа прошлого года, где утвержден порядок действий военных при получении гуманитарной помощи - как принимать, оформлять, выдавать и списывать полученное в дар имущество. Следить за этим должны тыловые службы. Два этих смысла регулярно входят в клинч.
Фото: фонд "Денинградский рубеж"
В феврале была даже проверка военной прокуратуры с мотивировкой: поскольку порядок передачи и учета безвозмездной помощи введен недавно, то контроль еще не налажен. Это создает предпосылки для корыстного интереса отдельных должностных лиц в войсках. Но по словам общественников, приказ нацелен на контроль и попытку аккумулировать помощь для дальнейшего распределения по своему разумению.
Есть и третья сторона - власть. По постановлению правительства от 2022 года, по которому субъектам РФ и муниципалам предписывается оказывать содействие войскам "в обеспечении гуманитарной помощью".
Не секрет, что фонд "Ленинградский рубеж" поддерживает Ленобласть. Таким образом, сегодняшнюю встречу можно расценить как попытку объединить все три точки приложения в одну: добавить упорядоченности в работу волонтеров, оказать им материально-техническую помощь и ввести элемент учета Минобороны доставляемых грузов.
Есть еще один непростой параметр - логистика. Волонтеры доставляют помощь, используя личные связи и договоренности. "Ленрубеж" предлагает систематизировать логистику по своим каналам. Тем более, Ленобласть договорилась с транспортными компаниями. Логика в этом есть, поскольку оптовые грузы всегда обходятся дешевле. Но это лишает общественников эффекта личной сопричастности к доставке на фронт, отклику на месте и вызывает, скажем так, ревностный эффект.
По словам участников встречи, была затронута и другая тонкая тема - полученное в дар не всегда должным образом ценится. В то же время, за выданное под роспись человек чувствует ответственность. На этом месте даже возникла слегка нервная дискуссия.
Есть еще один нюанс, реалии которого не очень готовы воспринимать искренне помогающие граждане. Ситуация со снабжением на фронте с начала СВО сильно изменилась - если поначалу действительно могли быть сложности с обмундированием, предметами гигиены и продуктами, то сейчас подобных проблем нет. На данным момент, речь, скорее, о высокотехнологичной помощи - например, средства радиоэлектронной борьбы (по стоимости сильно дороже). Как выразился один из боевых офицеров в разговоре после мероприятия: "Я же штурмовик, мне нужен автомат, остальное есть". Примерно об этом же говорил на встрече представитель Ленинградского военного округа.
Что касается практических итогов, то решено попробовать обкатать взаимодействие на изготовлении маскировочных сетей. Во-первых, этим занимаются многие группы волонтеров. Во-вторых, это действительно расходник, которого много не бывает, несмотря на поставки Минобороны (ими накрывают не только технику, но и окопы для дезориентации беспилотников с боевым зарядом).
Схема взаимодействия намечена примерно такая: общественники заполняют анкеты, где указывают, сколько им необходимо материала и сколько они смогут делать сетей в месяц. "Ленинградский рубеж" закупает и под отчет предоставляет материалы. Готовые сети доставляются в зону СВО, где принимаются представителем части, он отчитывается в Ленинградский военный округ. Информация также аккумулируется в фонде. Таким образом, становится понятно, какие подразделения и в каком количестве обеспечены продукцией. Процесс запускается заново.
Пока же, по примерным запросам волонтеров, они готовы поставлять около 10 тысяч квадратных метров сетей в месяц, что сопоставимо с размером футбольного поля.