В 47-м регионе подумают, закрывать ли для мигрантов работу в такси. В Ленобласти под четыре сотни таких перевозчиков, а ответ, считай, один: "Нет у нас таких".

Более десятка российских регионов запретили мигрантам работать в такси. Ленинградская область пока не примкнула к таким, но думает. 17 апреля лидер фракции ЛДПР регионального ЗакСа Андрей Лебедев предложил, если не повторить опыт коллег, то хотя бы проанализировать его.

"Насчёт мигрантов надо было бы собрать отдельное совещание. Хотел бы, чтобы губернатор услышал нас и увидел опыт других коллег – о запрете мигрантам занимать ряд должностей. Например, в такси. Можно посмотреть и сделать анализ. Но с этим надо что-то делать", - сказал Лебедев во время традиционного ежегодного отчёта губернатора Дрозденко перед депутатами.

47news поговорил с теми, кто зарабатывает на услугах такси в районных центрах Ленинградской области. Собеседники соглашаются, что таксист прежде всего ассоциируется с мигрантом, но только в миллионниках. Что до городов и районов Ленобласти, то в них таксуют главным образом граждане России или такие мигранты, что "уже как свои". Во всяком случае, так считает местный бизнес.

Например, Евгений Голуб из Луги не только переделывает "Нивы" в тачанки для фронта, но и 17 лет развивает "Городскую службу такси 007".

"Можно сказать, что мигранты у нас никогда не работали. Был небольшой опыт работы с ними, на начальном этапе. Не назвал бы его положительным. Мы решили отказаться от этой истории, подозревая, что в итоге всё это приведёт к каким-нибудь запретам. Понятно, что дефицит кадров всегда был есть и будет, сотрудников не хватает, факт. Но нам удаётся работать, не меняя позиции. Хотя у меня работает пару человек с видом на жительство, но они уже корнями здесь, у них наш менталитет, можно сказать, они граждане России. А чтобы кого-то привозить и сажать за руль - это не про Лугу", - рассказал Голуб.

По словам бизнесмена, в целом, ему понятно, откуда идёт инициатива о запрете: большие города наполнены машинами эконом-класса, которыми управляют неквалифицированные водители.

"Недавно был в Москве: такое впечатление, что там каждая вторая машина - это такси. Сажусь в салон. В центре навигатор вообще не работает. А водитель мне на полном серьёзе говорит: "Дорогу покажи". А таксист - это же вообще целая философия. Он должен уметь разговаривать с клиентом, оценить его настроение, при необходимости приподнять его. А как без знания языка общаться. Плюс качества человека как непосредственно водителя. Если человек приезжает на своей машине, то я её обязательно посмотрю. Автомобиль может быть старенький, но внутри чистенько убрана. Если он так к машине относится, то и возить он будет аккуратно, и не важно, откуда он. Да я вообще сам в Самарканде родился, я знаю узбеков, которые русский язык и литературу преподают, но конкретно в нашем случае так получается, что приезжим трудно попасть в такси", - пояснил Голуб.

Практически аналогичная ситуация в Выборге. Город приграничный, довольно часто приходится ездить к самому кордону, и устроиться на работу водителю приезжему здесь сложнее. Но дело не только в географии, считает администратор выборгского "Нового такси" Василий Пивненко.

"У нас мигранты не работают. Введут запрет, не введут, мы по этому поводу не переживаем. Не надо сравнивать Выборг в 80 тысяч человек и пятимиллионный Петербург. У нас нужды в водителях со стороны нет. Почему? Не готов ответить. Даже попыток устроиться к нам на работу со стороны мигрантов нет. Граница здесь, если и является сдерживающим фактором, то опосредованным. Если у человека документы в порядке, мигрант он или не мигрант, то его пропустят к границе, и в тот же Светогорск он может ездить спокойно. А если документы не в порядке, то какой работодатель рискнёт такого к себе взять?" - сообщил 47news об отсутствии в Выборге таксистов-приезжих Пивненко.

В неблизких Тихвине, Лодейном Поле и Подпорожье тоже сообщили, что на востоке Ленинградской области водители из Средней Азии не приживаются.

"У нас был момент, когда пошла волна предложений из Киргизии и Узбекистана, но это давно было. Кандидаты показывали свои права, полученные на родине, но мы не рискнули тогда с набором. Откуда мы знаем, как он эти права у себя получал, где ездил, как ездил, на чём, сколько ездил. Для на нас это кот в мешке. Не рискнули брать к себе. Сейчас существует список стран ближнего зарубежья, которые могут по национальным правам работать у нас, но к нам такие желающие в последнее не доезжают", - рассказали 47news в службе такси Лодейного Поля.

В феврале 2024 года в Комитете по транспорту Ленинградской области оценивали число легальных перевозчиков легкового такси в 380. В Санкт-Петербурге в начале года количество таких юридических лиц приближалось 1700. Летом прошлого года парламенты двух соседних регионов приводили своё законодательство в соответствии с федеральным законом №580 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ". В числе прочего изменения подразумевают, что водители такси должны либо заключать трудовые договоры с перевозчиками, либо оформлять статус ИП, самозанятого для работы в такси.

Александр Калинин,
47news

Контекст

По данным на середину апреля 2024 года запреты на работу мигрантов в такси были приняты в Новосибирской, Тульской, Калужской, Калининградской, Челябинской, Амурской и Магаданской областях, а также в Крыму и Якутии. В конце весны аналогичные ограничения начнут действовать на Камчатке. При этом запрет на работу в такси на полуострове не будет распространяться на водителей из стран ЕАЭС, то есть из Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.