СВО и промпредприятия перетягивают шоферов, дефицит уже 30%. Компании боятся притока пассажиров, а за рулем остались пожилые и мигранты. Тем временем, на область надвигаются 500 автобусов.

С начала апреля поселки Грибное и Борисова Грива (Всеволожский район) остались без автобусного сообщения. Маршрут единственный, водитель был тоже один. В компании-перевозчике МТП "Грузино" сообщили, что сотрудник уволился, а когда появится новый - не известно. В администрацию поселения перевозчик направил уведомление, что заменить ушедшего некем, и вообще  - не хватает 14 водителей.

photo_2024-04-04_13-27-24.jpg

Нехватка водителей коснулась всего региона. Директор "Пальмиры" (работает в шести районах Ленобласти) Марина Жукова отметила в разговоре с 47news, что в Тихвинском, Приозерском и Бокситогорском потребности в водителях нет, а вот в Волховском, Всеволожском и Лодейнопольском не хватает 20 человек.

- Пока на выпуске автобусов это не отражается, но начнётся летний сезон, надо будет увеличивать выпуск, дефицит станет ощутим. Большая проблема с набором специалистов в технические службы: требуются мотористы, агрегатчики, - отметила руководитель компании.

При этом, в "Пальмире" в этом году подняли зарплату водителям на 20%, теперь от 75 тысяч. Но такая возможность есть не у всех. Директор компании "Имидж" (перевозчик в Лужском районе) Вадим Гукасян отметил, что он повысить зарплаты не может - не позволяют утвержденные регионом тарифы.

Максимальный предел на регулируемых маршрутах, где есть льготный проезд, устанавливает комитет по тарифам. Какие действуют в 2024 году, 47news подробно рассказывал здесь.

- Сейчас зарплата около 50 тысяч на руки, а крупные компании, которые сидят на рентабельных маршрутах, могут предложить от 100 тысяч, в Петербурге - от 120-ти. Кто к нам пойдет за 50? В итоге не хватает до 35% водителей, - говорит Гукасян.

Кадры, по его словам, стали сокращаться с начала СВО - мужчины уходят туда, а теперь и в другие отрасли, где появилась нехватка по той же причине, а зарплаты - выше.

Бывший индивидуальный предприниматель-перевозчик, а теперь просто водитель Александр Кузьмин (работает в Сланцевском районе) тоже видит проблему в переходе водителей, а заодно слесарей и прочих ремонтников на производство. "Мой бывший водитель получал 70 тысяч, сейчас ушел работать в порт Усть-Луга, зарабатывает под 200 на погрузчике, переучился. И он такой не один. Все дело в зарплатах", - считает Кузьмин.

- Как потопаешь - так и полопаешь - это как раз про зарплату водителя. Если быть на маршруте сколько разрешено (суммарно 90 часов за 2 недели), особо не заработаешь, а если в более тяжелом графике, то можно дойти до 120 тысяч. По закону, конечно, нельзя, но такое бывает, и это очень тяжело. Проще те же деньги заработать на производстве или просто таксистом, там хоть график свободный, - поделился соображениями другой представитель рынка.

В итоге "за баранку" держатся пожилые, а перевозчики держатся за них. У "Пальмиры" средний возраст водителей 55-65 лет и старше, молодежи, говорят, очень мало. О 65-летних водителях рассказал также ИП Юрий Будзинский (перевозки в Волосовском районе).

- Сколько они еще проработают? А молодежь в водители не хочет, впрочем, как и в слесари, механики и диспетчеры. Престиж профессии упал. С кадрами очень плохо по всем фронтам. В итоге сам за руль - и выхожу на линию, - говорит Будзинский.

Тем временем, в соцсетях жители отмечают, что паузы между автобусами по ряду маршрутов значительно выросли и якобы случилось это после теракта в "Крокусе", запустившего волну проверок мигрантов. Однако собеседники 47news на рынке пассажирских перевозок уверяют, что в Ленобласти водителей из Средней Азии немного, работают легально, так что прятать их от проверок нет смысла. Директор компании "Никкос" (Всеволожский район) Юрий Никишин признал, что за 27 лет работы у него не было ни одного мигранта за рулем, "так получилось". Другой перевозчик говорит, что нелегалы бывают, но их "прячут по отдаленным районам", где меньше проверок. "Но у меня и легальных нет", - сказал он.

По данным областного комитета по транспорту, нехватка водительского состава на некоторых направлениях доходит до 30%. Правительство помогает: повышает тарифы, субсидирует переобучение на водителей.

- Перевозчики выходят из ситуации по-разному. "АТП Барс 2", например, поднимает зарплаты: у них до 110 тысяч, что значительно выше среднего. "Питеравто", "Транс-Балт" и "Вест-Сервис" привозят вахтовиков, - рассказал глава комитета Михаил Присяжнюк.

- В том числе мигрантов? - уточнил 47news.

- Естественно, все официально трудоустроены, проходят необходимую регистрацию, за этим особый контроль. В ближнем пригороде Петербурга их доля может достигать 60%, но в отдаленных районах 99% водителей - местные жители.

В соседней Новгородской области после теракта в "Крокусе" запретили нанимать мигрантов на пассажирские перевозки, - рассказывал ТАСС. По словам Присяжнюка, в 47-м регионе такое решение неприемлемо, поскольку водители из республик зачастую работают на территории области и Петербурга десятки лет и ценятся как высококвалифицированные специалисты.

- Как быть с транспортной реформой с таким дефицитом?

На маршруты в Ленобласти должны встать около 500 новых автобусов, большая часть - в начале 2025 года.

- Реформа этот вопрос решит в том числе. Потому что мы предполагаем, во-первых, всю плату с пассажира оставлять перевозчикам, во-вторых, субсидировать их за перевозку льготных категорий граждан (в 2023-м субсидии - 3,5 млрд рублей). И в целом 8 млрд на транспортную реформу. То есть как раз восполняем отсутствующие деньги в отрасли, чтобы в том числе была достойная зарплата водителям.