Пассажиры четырех районов заплатят за проезд в полтора раза больше, чем в 2023-м. В остальных тоже рост. 47news детально изучил новые цены и узнал, что за ними стоит.

Тариф в 50 рублей вместо действующих ранее в 34-35 рублей за проезд в Приозерске, Тихвине, Лодейном Поле и Волхове с 1 января установил региональный комитет по тарифам (ЛенРТК). Утвержденные приказы с конца декабря опубликованы на официальном ресурсе правовых актов Ленобласти. Это первый резкий скачок за последние годы, и он выше официальной инфляции (7,5% на конец года).

printscreen npa47.ru/docs/governor

В других районах также есть повышение, хотя и не столь значительное: в пределах двух - пяти рублей. Например, в Подпорожье было 39, стало 42 рубля, Киришах с 37 подорожало до 40, в Сосновом Бору - с 32 до 34, в Сланцах - с 29 до 31, в Выборге - с 37 до 40. Исключение - Всеволожск: там проезд вырос на 8 рублей: с 34 до 42 рублей.

По данным областного комтранса, в регионе действует порядка 800 маршрутов, из них 80 – коммерческие, и они работают по нерегулируемому тарифу. По остальным ценообразование определяет ЛенРТК.

Тарифы за проезд из Ленобласти в Петербург (межрегиональные маршруты) теперь установлены на уровне 4-5 рублей за километр (было от 2 до 4 рублей). Доехать из Всеволожска до станции метро "Финляндский вокзал" теперь будет стоить 42 рубля (было 34), из Янино до "Ладожской" - 61 рубль (было 55), из Шлиссельбурга до "Дыбенко" - 105 рублей (было 95).

printscreen npa47.ru/docs/governor

Отметим, что ЛенРТК фиксирует максимальный предел по тарифам. Но перевозчики могут установить цены ниже. Судя по Тихвину и Волхову, скромничать вряд ли будут: в автобусах там уже заметили объявления о росте до 50 рублей.

фото читателя 47news

"Вы там, совсем что ли уже?" - возмущаются в местных пабликах пассажиры.

По подсчетам жителей, на семью с двумя детьми за проезд в месяц теперь можно закладывать до 6 тысяч.

В компании "Пальмира" 47news подтвердили, что с 23 января до 50 рублей вырастет проезд в Тихвине и Волхове. Цена также "может измениться" на маршрутах во Всеволожске, Приозерске, Пикалево и Лодейном Поле.

- У нас выросли затраты на топливо, ремонт, запчасти, сами автобусы, зарплаты водителям: у них в среднем 3500 рублей в смену сейчас. А главное, последние пять лет тарифы индексировались на 5-10% в год, отставание от фактического роста затрат стало критическим, - пояснили в "Пальмире".

Ранее о бедственном положении 47news рассказывали другие перевозчики.

Перспективы роста цен рисуют и в "Питеравто" (компания связана также с перевозчиками "Транс-Балт" и "Вест-Сервис"). Директор по перевозкам компании Роман Юренев рассказал 47news, что с 1 января "Транс-Балт" поднял цены до 115 рублей на маршрутах № К-18, К-18А и К-100, связывающих Петербург и Гатчину (Это коммерческие маршруты. В октябре компания уже поднимала там цены со 105 до 110 рублей).

- Мы исходим из рынка и из регулируемых тарифов. По 500 рублей стоимость никто делать не будет - с нами никто не поедет при таких ценах. Но почти все маршруты задублированы. И поднимать на одних, не поднимая на других, нецелесообразно, - обрисовал собеседник.

В ЛенРТК 47news сообщили, что тарифы по межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам выросли в среднем на 10%, по муниципальным - в рамках индекса потребительских цен (это 7,2%).

- Тарифы выше этого индекса установлены в муниципальных образованиях, где существенное повышение предлагалось местными администрациями: это Волховский, Всеволожский, Лодейнопольский, Приозерский, Тихвинский и Тосненский районы и город Пикалево, - отметили в комитете.

(По Пикалево новый тариф - 42 рубля, было 33).

Там же пояснили, что в этих районах размеры субсидий перевозчикам не покрывают их расходы (разницу за проезд льготникам компаниям компенсирует бюджет). И также сослались на рост стоимости автобусов, запчастей, топлива и тд.

47news спросил глав администраций, где теперь будут ездить за 50 рублей. Главный по Приозерскому району Александр Соклаков рассказал, что за последние 3-4 года тарифы там практически не менялись.

- Мы говорили, что повышение нужно, но насколько - решал ЛенРТК, мы расчетов не видели. С экономической стороны я перевозчиков пониманию, но с точки зрения жителей считаю, что рост слишком высокий, - признал он.

По словам главы администрации Лодейнопольского района Ильи Дмитренко, стоимость проезда последние 6 лет у них менялась "чисто символически".

- Мы же хотим, чтобы у нас подвижной состав новый был, и так держали цены одни из последних. Повышение коснется небольшой части пассажиров, люди же ездят в основном по социальным проездным, - спокоен он за население.

Льготными проездными в регионе могут пользоваться пенсионеры, инвалиды, ветераны, студенты, почетные доноры, семьи СВО. Бесплатно ездят школьники из многодетных семей и отдельные категории инвалидов.

Глава администрации Тихвинского района Юрий Наумов сказал, что другого выхода, кроме как серьезного повышения тарифов, не видит, потому что денег на компенсацию убытков перевозчика ("Пальмира") в бюджете нет.

- Наша субсидия была 14 млн, подняли до 20 млн в год. А убытки перевозчика за 2022 год - 43 млн, за 2023 - около 55 млн. "Пальмиру" весь год трясло, рейсы срывались, жалоб было много. Мы выставляли штрафы - больше миллиона. Компания уже предлагала расторгнуть контракт и уйти, - признал районный глава.

Председатель областного комтранса Михаил Присяжнюк заверил, что комитет к определению новых тарифов отношения не имеет, но "абсолютно точно не возражает против поднятия цен" из-за роста затрат перевозчиков. 15 рублей он назвал "достаточно сильным скачком".

- Новые тарифы спасут перевозчиков? - спросил 47news.

- К обновлению подвижного состава это точно не приведет, но позволит им хотя бы не прекратить транспортную работу, - говорит Присяжнюк.

- Что с коммерческими маршрутами?

- Пока уведомлений по повышениям от перевозчиков не было. Но они будут дорожать с ростом социальных, потому что ездят параллельно. Соответственно, если поднять цену только на коммерческие, то все пассажиры пересядут на социальные либо пригородный ж/д транспорт, который также увеличивается в цене на 6%.

Глава комтранса также подчеркнул, что льготников рост тарифов никак не коснется. А таких пассажиров до 40% на маршрутах, где цена регулируется ЛенРТК.

- Все затраты на компенсацию проезда льготных категорий с повышением тарифа берет на себя бюджет Ленобласти - это порядка 700 дополнительных миллионов рублей, - отметил Присяжнюк.

Тем временем, по данным областного комитета соцзащиты, стоимость единого социального проездного билета в Ленобласти с 1 января тоже выросла: теперь это 453 рубля. Прежняя цена, 433 рубля, не менялась с 2021 года.