Защита интересов страны в составе ЧВК — теперь весомый аргумент в суде. Это как раскаяние, слабое здоровье и дети на иждивении. Хоть дом поджигай, хоть матерись.

За 600 с лишним дней СВО открытые базы судебных решений пополнились сотнями актов, в которых фигурируют бывшие бойцы группы "Вагнер". Название этой ЧВК гремит даже после расформирования, а при жизни Евгения Пригожина "музыканты" были самым медийным формированием на планете.

В России публикуются далеко не все судебные акты, но и в тех приговорах и апелляциях чвкашников, которые доступны для чтения, можно утонуть. И в тылу "вагнеровцы" не теряют куража, а в неприятности попадают часто. Идентифицировать мужчин, вернувшихся "с Украины", довольно просто. Как правило, адвокаты бывших бойцов во время защиты как раз педалируют тему того, что их клиенты ещё совсем недавно отстаивали национальные интересы с оружием в руках. После этого перечисляются всевозможные награды.

Как правило, такие характеристики звучат в судах небольших российских городов. Их тысячи: Чусовой, Кунгур, Балаково, Невель, Старый Оскол, Саянск и прочее. Из решения в решение прыгают в целом одни и те же статьи. Если административка, то "Неповиновение сотруднику полиции" и "Управление автомобилем без прав". Если уголовка, то "Наркотики", "Кража", "Причинение тяжкого вреда здоровью", иногда повлекшего смерть.

Обычно давая характеристику оступившемуся "вагнеровцу", сторона защиты характеризует его как "добровольца". Однако из текстов становится понятно, что контракт с ЧВК они, как правило, заключали в местах лишения свободы.

Может быть, корреспондент 47news где-то недоглядел, но в массе решений по делам бывших "вагнеров" довольно много таких, где судья смягчал наказание по причине боевых заслуг.

Например, ярославец Руслан Захаров — тринадцать лет в колонии, но с августа 2022 полгода на СВО. Помилован президентом со снятием всех судимостей, получил медаль "За отвагу", благодарность от главы ЛНР, многочисленные контузии. А в уголовном деле несколько эпизодов про тайники с наркотиками и переписки в Telegram.

"После участия в СВО у него появились проблемы со сном, в связи с чем примерно в конце марта 2023 года он стал употреблять наркотик…, который приобретал в интернет-магазинах... Наркотическое средство он приобретал только для личного потребления..." - объясняется зависимость "музыканта".

Судья приговаривает Захарова к пяти годам колонии при потолке в 15 лет, а смягчающим обстоятельством признает не только раскаяние, но и "участие в боевых действиях в ходе проведения специальной военной операции и состояние здоровья подсудимого в виду наличия у него психического расстройства".

Или "оркестрант" Константин Новосёлов со Ставрополья. В составе ЧВК "Вагнер" "защищал интересы РФ на территории ЛНР и ДНР". После перебрался к родственникам. Как-то вышел на лоджию, нашёл под козырьком балкона запрещённое и употребил, а после к Константину пришли сотрудники и обнаружили у него много подозрительного, связанного с наркотиками. Суд признал экс-бойца виновным, учёл раскаяние, положительную характеристику, а также "участие в специальной военной операции на территории ЛНР и ДНР, наличие государственных наград и наград ЧВК "Вагнер". Итого один год условно.

Случается так, что суды принимают сторону "вагнеров" в спорах, которые не назовёшь типичными. Например, административная статья о неуплате алиментов. Так северянин Сергей Агеев из Нового Уренгоя девять лет находился в местах лишения свободы. Выплачивать алименты не мог, так как в колонии не было работы, накопился долг в миллион. Но в ноябре 2022-го он заключил контракт с ЧВК "Вагнер". Смог не только выжить, но и заработать. Вернувшись с СВО, отдал 200 тысяч, но без расписок. А дальше начал раскручиваться моховик тяжбы. Мировой суд решил наказать "добровольца - бойца ЧВК "Вагнер", защитника интересов РФ, обладателя медали "За Отвагу" 100 часами обязательных работ. Но горсуд Нового Уренгоя это решение отменил. "Музыкант" Агеев официально трудоустроиться на работу в родном городе не смог, так как у него не было паспорта, но он обещал заключить новый контракт и вернуться в зону СВО.

Смягчающим обстоятельством стало наличие госнаград и наград ЧВК "Вагнер" и для Игоря Зайцева со Псковщины. Так вышло, что по возвращении домой живым он кутил у друга. Алкоголя оказалось мало. Товарищ отдал ему свою банковскую карту, сообщил пин-код и отправил в магазин за добавкой. Экс-боец сбегал, вернувшись с бутылками, но код запомнил. А позже пропала и карта, и оставшиеся на счёте деньги. Их было не шибко много. В итоге кража для героя обернулась штрафом в 50 тысяч при условии максимального наказания в 6 лет.

За схожее в тылу судили ещё одного "вагнеровца"-ярославца Евгения Рыбакова. Тоже выпивали в компании, но на квартире у дамы. Тоже выбегали в соседнюю "Пятёрочку" за алкогольными добавками. А в один из моментов Евгений пошёл умыться, да и приметил под ванной пакет, а в нём 360 тысяч. Потом хозяйка квартиры хватилась пакета, а его нет. Суд учёл и положительную характеристику с места несения службы, назначив полтора года лишения свободы, но условно с испытательным сроком.

Бывают и совершенно запутанные случаи. Например, в суде городка Нижнеудинск, что в Иркутской области, недавно рассматривали уголовное дело о грабеже, где обвиняемый — Валерий Рузняев — "вагнеровец" и пострадавший — его товарищ, тоже из "вагнеров". Бывшие чвкашники выпивали в парке в кафе, потом разругались, потом начали драться. Один постоянно носил с собой барсетку, в которой было полмиллиона, — оставшееся вознаграждение от службы по контракту. В драке барсетка пропала. Суд учёл, что у Рузняева медаль "За Отвагу", и вообще он извинился, итого два года, но условно. Вообще за грабёж в крупном размере могут и семь лет назначить.

Нестандартная история со штурмовиком из-под Белгорода Геннадием Мясоумовым. Он три месяца на самой передовой, есть медаль "За взятие Бахмута", есть другая - "Участнику Бахмутской мясорубки". На гражданке опять всё началось с алкоголя. Во время пьянки всё обострено, а Геннадий узнал, что у дома, в котором когда-то жила его бабушка, новый хозяин. Бравший Бахмут боец решил, что это несправедливо, взял бензин и пошёл поджигать. В бывшем бабушкином доме "бахмутовец" подпалил окна. Всё строение сжечь не получилось. Суд учёл личность поджигателя, недавно вернувшегося из мясорубки, наказав условным годом. Но у Геннадия, кроме "Покушения на поджог", появилось ещё одно уголовное дело, поэтому он под стражей.

Не устоял перед чужим десятым "Айфоном" "зарекомендовавший себя отважным и умелым бойцом" Алексей Плетнёв из-под Ростова. Мобильник выпал у хозяина, а он заметил, подобрал, продал. Положительную характеристику оступившемуся писали в "Лиге защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов". В СМИ увязывали эту петербургскую организацию с выплатой пособий родственникам погибших "вагнеровцев". Подобранный смартфон обернулся для "отважного бойца" полутора годами, но условно. Суд учел заслуги и личность.

На фоне переплётов, в которые попадают вернувшиеся в мирную российскую глубинку "вагнеровцы", суровым выглядит решение по административному делу Сергея Горохова из Красноярского края. Он перепил и матерился на набережной реки Кан. Его пытались успокоить — а он в драку. Буяну дали четверо суток, а могли бы ограничиться и штрафом. Тем более, что на суде обладатель наград ЧВК "Вагнер" пообещал, что скоро подпишет новый контракт и уедет в зону СВО.

Подобных случаев много. При этом стоит учитывать, что, конечно, принимая решение по свошникам, судья не называет смягчающим фактором службу в ЧВК "Вагнер" единственным и исключительным. Но защита интересов страны подсудимым теперь перечисляется в одном ряду с такими обстоятельствами, как признание вины, раскаяние, малолетние дети на иждивении, состояние здоровья, принесенные извинения и другие факторы.