Оптовые цены на бензин стали выше, чем на АЗС вдоль трасс. Нелогично. Профильный рынок ругается и прогнозирует — сейчас мучаемся мы, а ваши кошельки следующие.
Оптовые цены на топливо в России осторожно пошли в рост в середине апреля, в июле уже заметно подросли, в августе начали обновлять рекорды, а в сентябре продолжили. Под пристальным вниманием на графиках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) - бензин самых ходовых в стране марок - Аи-92 и Аи-95, дизель и мазут.
По индексу Европейской части России 8 сентября Аи-95 стоил 76 797 рублей за тонну, Аи-92 - 66 942 рублей за тонну, дизельное топливо — 70 071 рубль за тонну, мазут — 35 931 рубль за тонну. Если за два месяца, то "девяносто пятый" прибавил сразу 16,3%, "девяносто второй" - 13,6%, дизель подорожал на 34,9%, а мазут на 96,9%.
Основные покупатели нефтепродуктов на бирже — трейдеры. Они приобретают топливо у крупных нефтяных компаний, формируя партии под клиентов, то есть первыми реагируют на ценообразование. Само топливо идёт через нефтебазы, соединенные с НПЗ сетью нефтепродуктопроводов или железнодорожными путями.
47news попросил биржевиков показать, а что именно за прейскуранты присылают из отделов продаж ВИНКов (вертикально-интегрированных нефтяных компаний). Там тот же самый рост. Вот, например, как менялись оптовые предложения на Аи-95, Аи-92 и дизель у станции "ЛПДС Невская", что на Мурманском шоссе во Всеволожском районе, и топливного терминала "Гладкое" под Тосно. Там тот же рост в 30 тысяч рублей за тонну. При этом надо учитывать, что в случае "Невской" и "Гладкого" - это самовывоз, а доставка – это ещё расходы.
В том, что через месяц-другой цены на заправках будут идентичны сегодняшним оптовым биржевым, уверены крупные потребители топлива: перевозчики, аграрии, строительные подрядчики.
Как рассказал 47news представитель одного из крупных Северо-Западных перевозчиков с парком за сотню самосвалов, компания уже приняла решение отказаться от работы с топливом через биржу. Ситуация такая, что заправляться вдоль трасс сейчас дешевле. Но через какое-то время цены на АЗС должны сравняться с теми, что сейчас на СПбМТСБ.
-У нас на территории автобазы свои заправочные комплексы, т.е. к нам приезжали бензовозы и сливали топливо в наши ёмкости. Так, месяц назад мы наливом дизель за 52 рубля закупали, а сейчас скачок такой, что на "Невской" топливо стало стоить 65 рублей. На обычных заправках, что вдоль трас, дешевле. Мы на них перешли, заключили договоры со станциями, оформили карты водителям. Так это с учётом наших скидок, нашего объёма пока удаётся в ноль выходить. А так одна машина стала примерно 60 тысяч расходов привозить. Наши клиенты — строители, свои цены пока не подымают, но будут вынуждены. Пройдёт два месяца, и на АЗС топливо станет по 70 рублей за литр. Потому что не может оно на бирже стоить дешевле, чем на заправках, - сообщил 47news перевозчик с опытом работы на федеральных дорожных стойках Леонид.
Его коллеги говорят, что на данный момент, чтобы окупить топливо, им стоимость перевозки надо увеличить на 7-10%. Дальше — эффект домино. Потом уже их заказчик будет для себя решать ребус, куда можно переложить транспортные расходы, в которых зашито дорожающее топливо.
- Как итог — серия банкротств. Транспорта будет не хватать, стоимость перевозки будет всё больше расти. Водителей и так не хватает. Теперь нас додушат топливом. А в конце концов — масштабное удорожание на потребительском рынке, включая продовольствие. Какая-то гиперинфляция получается. А как иначе, если я заправлялся по 50 рублей, а через два месяца уже по 70 рублей, - спрогнозировал недалёкое грядущее ещё один собеседник 47news.
На смежном с перевозчиками рынке аренды специализированной строительной техники схожая ситуация. В зоне особого внимания Усть-Луга, где реализуются проекты масштаба "стратегического" и "федерального". Там у подрядчиков тоже все разговоры про цены на дизель и бензин.
- Люди рассчитывали, что хорошо заработают, людям согласовали тариф, люди притащили в Усть-Лугу на тралах свою технику. Кто с Нижнего, кто с Тюмени, кто с Тулы, кто из Краснодара. И где теперь все эти перспективы с такой топливной составляющей? Если договора подписывали, когда литр был по 50, а скоро будет под 75. Значит надо менять контракты, а никто их править не собирается, всё уже в смету заложено, никаких изменений тарифных ставок не будет. Не хотите — уходите. Вот и всё. Люди в ловушке, - услышал 47news о настроениях в Усть-Луге.
У аграриев те же тревоги.
- Работаю с сельхозпредприятиями, в том числе с южанами. Они просто воют, не знают, что делать, какая у нас ситуация по весне будет. Как они будут перерабатывать то зерно, что сейчас убирают. Они уже на нервах — проще сжечь, чем в этом бардаке разбираться. Или те, кто занимается поставкой нерудных материалов. Там практически у всех техника в лизинге, они её распродавать начинают, лишь бы только в банкротство не вступить. Вот вам и плюс 20 рублей на бирже, - рассказал один из трейдеров с СПбМТСБ.
Ещё одна сверхзависимая от топлива отрасль — лесники. Но тут, как, говорят, добьют тех, кто умудрился выжить после запрета на экспорт древесины в Европу.
- Делянка сама на комбинат не приедет, её вырубить надо, а потом доставить. Если цены на топливо так и продолжат, то к весне туалетная бумага станет предметом роскоши, а для остальных найдётся дубовая кора.
Вместе с тем курирующий энергетику вице-премьер Александр Новак сообщает, что дефицита топлива на внутреннем рынке в России на сегодняшний день нет, на бирже его достаточно. "Что касается ценообразования, то идёт работа по обеспечению биржи необходимыми объёмами с компаниями. На бирже наблюдается баланс, достаточность", - сообщил РИА Новости профильный вице-премьер.