После взрыва плотины Днепр ускорился в 10 раз. 47news решил объяснить масштабы бедствия на примере Петербурга. Получилось доходчиво – про апокалипсис.
"Скорость течения Днепра выросла в 10 раз", - сообщили 7 июня власти Херсонской области, анализируя последствия разрушения Каховской плотины. Что стало бы с Петербургом, если бы так понеслась Нева, автор спросил ученого-гидрогеолога, специалиста по моделированию экстремальных природных ситуаций Константина Ранкса.
- Такой сценарий крайне сложно представить, но предположим, это случилось. Что тогда? Нева рванет по своему руслу через город и начнет наполнять водой бассейн между рекой и дамбой (его еще называют Маркизова лужа). Если водозащитное сооружение этот объем пропустит, она спокойно уйдет в Финский залив. Если нет, Маркизова лужа начнет переполняться, а затем вода хлынет на берега. Скорость потока замедлится, но город это не спасет, потому что важна не сама скорость, а именно объем воды, - моделирует собеседник.
- Что все-таки будет с городом? Пока вода прет до дамбы и потом, если Нева переполнится?
- Вы предлагаете рассмотреть настоящую катастрофу. Начнется активное размывание берегов. До города дойдет не только бешеный поток воды, но и всевозможный мусор, камни, песок. Это колоссальная сила, для которой не будет проблемы все снести. Это вариант селя. Нева буквально бы "облизала" весь Васильевский остров, стала бы все подмывать. Начнется процесс разрушения берегов со всеми вытекающими последствиями. Вода хлынет в низкие части города. Но, к счастью, это умозрительный сценарий.
Низкие части — это Левобережье и дельта Петербурга. Первая тянется вдоль Невы от площади Александра Невского до Рыбацкого. По данным ГУ МЧС, даже самые возвышенные участки здесь приподняты над уровнем моря лишь на 3-4 метра и постоянно подвержены угрозе наводнения. В Дельтовой, или Западной части, самые низкие места - острова Елагин, Каменный, Крестовский и вся северо-западная часть Васильевского острова.
- Что с мостами, Ростральными колоннами, Эрмитажем, рыбой...
- Да не будет ни набережных, ни мостов, ничего. Представьте колоссальный массив воды, который быстро движется, с завихрениями. А где заворачивает, там еще и водовороты появятся. Этот поток ничто не сможет остановить. Вода обладает чудовищной силой. Кубометр чистой воды весит тонну, а здесь с минеральной составляющей, камнями, грязью... Да под давлением такой смеси стены будут по швам трещать.
- А что судоходство? Теплоходы-катера?
- При такой скорости по реке плывут деревья, крыши домов и другие препятствия. Ни одно судно там просто не выгребет. Да и вообще будет не до того. Единственное спасение — на Пулковские высоты бежать. Или на башню Лахта-центра, у нее глубокий фундамент, и там поток уже потеряет свою силу.
- В Петербурге ветра сильные... Усугубит?
- Поверьте, в такой ситуации ветер вас волновать уже не будет.
- Такое вообще возможно?
- Уверен, что нет. С другой стороны, если продолжится глобальное потепление, могут резко увеличиться осадки, тогда из Ладожского озера будет переливаться в Неву больший объем воды. И тут вероятен сценарий "идеального шторма", когда совпадет западный ветер, начнется нагон из Финского залива, и одновременно над бассейном Ладоги пройдут ливни. Ворота системы будут закрыты (таков порядок, когда нагон), сама Нева начнет переполнять Маркизову лужу. Если такой шторм продлится дольше обычного, воде будет некуда деваться, и она хлынет в город. И не нужно никакого фантастического ускорения течения. Достаточно сочетания ряда факторов. Кстати то, что изменение характера осадков уже происходит, — не домыслы, а факты, собранные исследователями.
Эксперт закруглил подсчеты: "Если решили сравнивать с Днепром, надо понимать, что скорость течения воды там увеличилась в 10 раз в низовьях реки, то есть ниже Каховской ГЭС. В отсутствие водосброса течение там было медленное, около 0,1-0,15 метров в секунду. Так что ускорение в 10 раз — это 1-1,5 метра в секунду, то есть обычная скорость Невы".