47news показывает, как крепки деловые корни западных компаний в России. Схема по передаче активов нашему менеджменту порой похожа на фокус. Своего рода, — учитесь.

"Надеемся, что вернутся", — вздыхал один из чиновников в разговоре с автором в апреле прошлого года, когда транснациональная компания Smurfit Kappa Group plc объявила об уходе из России.

Ирландская компания — среди мировых лидеров в сегменте картонной упаковки. В России есть завод в Москве, два — во Всеволожске, один — в гатчинском Коммунаре.

Сегодня моего собеседника есть чем порадовать, несмотря на то, что 23 марта в экономическом блоке правительства Ленобласти сообщили: компания "Смерфит Каппа Групп" уведомила о закрытии сделки по продаже российских активов.

По СПАРК, оборот компании за 2022 год — 14 млрд рублей, прибыль — 1,7 млрд рублей (выросла на 600 млн к 2021 году). 220 млн кв/м картона в год. Упаковка из гофрокартона для мебели, электроники, одежды, продуктов. Одноразовая для бытовой химии, косметики, пленка. Занято 800 человек.

Той весной гремело от ирландцев: группа приостановила поддержку своей деятельности в России, включая любой импорт и экспорт, краткосрочное или долгосрочное финансирование. Экономический вице-губернатор Дмитрий Ялов, как мог, успокаивал: "Речь не о закрытии, а о продаже активов в России ...До появления нового собственника продолжат работать и выплачивать зарплату".

"Смерфит Каппа Рус" зарегистрировано в Москве в 1997-м. Корпорация представлена в 34 странах, где на 350 заводах работает 48 тысяч сотрудников. Оборот в прошлом году — 10,1 млрд долларов. Штаб-квартира в Дублине, Ирландия. Когда пришли в Ленобласть в конце 90-х, газеты пестрели положительными бизнес-заголовками.

Как сообщал 47news, покупателем стало местное руководство. Новый собственник сменит название на АО "Каппа Рус". По СПАРК, директором "Смерфит Каппа Рус" с 12 декабря стала Ольга Рудова. Но одновременно гендиректором указан швед Патрик Стром. 47news узнал, что значит это двоевластие.

Как выяснилось, "Смерфит Каппа Швеция" продала все акции "Смерфит Каппа Рус" другой шведской компании. Ее владельцем является тот самый Патрик Стром. При этом, как уверяют собеседники на рынке, сделка была реальной. То есть, не переуступкой и не за символический 1 евро, как это уже бывало с западными компаниями. Финансовые параметры сделки не разглашаются, официально сообщили в компании. На практике речь может идти о нескольких годовых оборотах. 

Схемы с передачей управления российскому менеджменту — не редкость. Хотя большинство просто уходят, списывая убытки, как это было со Светогорским ЦБК. Маневр  "Смерфит Каппа Рус" нетривиальный за счет продажи от шведов к шведам, с позволения ирландцев. 

Любопытна фигура Патрика Строма. Он работает в российской "Смерфит Каппа" с 2001 года, начинал на первом заводе компании во Всеволожске. Гендиректором всего российского подразделения стал в 2007 году. Жена русская. Примечательно, что по первому образованию его специальность "филология и русский язык".

— Говорит он получше нас с вами. И конечно, он сжился с предприятием, строил его практически с нуля. Конечно, он хочет все сохранить. Команда у него крепкая, — объясняет один из знающих его людей, добавляя, что та же директор Ольга Рудова работает в компании с 1997 года.

— Откуда у Патрика средства на покупку? Так сжился, что нашел финансирование?

— На этот вопрос мы ответа не получили. В целом, и не настаивали.

Официальный представитель "Смерфит Каппа Рус" сообщила 47news, что на российских заводах установлены современные станки иностранного производства, менять их не будут, как и сами технологии. Пандемия и санкции на работу компании не повлияли. Сокращение штата не планируется.

По информации 47news, компания действительно держит себя в тонусе.

— У вас зарубежное оборудование. Как вы достаете комплектующие? — спросил сегодня 47news у одного из сотрудников.

— Появляются новые поставщики. Да, логистика усложнилась. Но предприниматели всегда в поиске, это нормально.

Это стабильный бизнес, говорил после объявления об уходе один из профильных специалистов. Smurfit Kappa — серьезный игрок, у него 15-20% рынка на Северо-Западе. Доходность не заоблачная, но хорошая, скорее всего, на уровне 10-12%, как у всех в отрасли. Рынок гофрокартона высококонкурентный: если такая ниша освободится, желающие ее заместить найдутся.

Как тогда отмечал 47news, упаковка необходима практически для всего, что нас окружает. Так что, не стоило ожидать, что производители побегут из столь насущного бизнеса.