Трехмиллиардная закупка на поставку камер для контроля на трассах споткнулась о Ростелеком. 47news раскрыл интригу в схеме дарения и участников со следами вплоть до Афин.

В ФАС России 6 марта состоялось заседание комиссии по жалобе на закупку казенного учреждения "Центр безопасности дорожного движения Ленобласти" (ЦБДД). Объект конкурсной процедуры — "оказание услуги по предоставлению в аренду подсистемы автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения". Начальная максимальная стоимость - 3,2 млрд рублей, аукцион объявлен 10 февраля. Торги состоялись, но определение поставщика приостановлено - на закупку подали жалобы "Ростелеком" и ООО "Национальный центр информатизации" (НЦИ) из Татарстана. 47news узнал и участников торгов.

Победитель разместит на дорогах 500 комплексов круглосуточной фото- и видеофиксации (ФВФ) с программным обеспечением. Оборудование должно работать в режиме онлайн и передавать данные в ЦБДД. Оттуда они уходят в ГИБДД. Ранее контракты были значительно скромнее - на 20-30 камер (423 уже в собственности Ленобласти, еще 152 — у "Упрдор "Северо-Запад"). В 2022 году контракт на 100 млн взяла московская компания "Строй инвестпроект".

По условиям нынешнего предложения, подрядчик будет сдавать в аренду установленные комплексы - арендатором будет заказчик. Договор заключается на срок до конца 2027 года, арендные платежи растянуты на 5 лет. Оборудование должно заработать не позднее 210 дней с даты заключения договора, то есть в нынешнем году. Первые 100 комплексов нужно разместить и подключить в течение 15 дней с даты подписания контракта. Авансирование не предусмотрено.

После исполнения договора подрядчик должен передать комплексы заказчику. "Имущество переходит в собственность Ленинградской области ...на безвозмездной основе в общеполезных целях" - говорится в документации со ссылкой на норму о договоре пожертвования.

Жалобщики приводят два десятка доводов. Но есть основные. Во-первых, "установлены избыточно сжатые и неисполнимые сроки выполнения огромного объема работ (обязательств) сразу после заключения контракта". Во-вторых, Ростелеком и НЦИ полагают, что выполнить условия сможет лишь участник, уже имеющий в своем распоряжении необходимое количество комплексов ФВФ. При этом требование о наличии у участников закупки товара на момент проведения закупки запрещено законом.

В части передачи оборудования путем дарения НЦИ усматривает угрозу - в случае расторжения договора все оборудование по договору пожертвования переходит в собственность ЦБДД. То есть независимо от суммы оплаченной аренды, исполнитель обязан отдать все 500 комплексов без компенсации.

"Условие фактически означает принудительное изъятие имущества", - говорится в жалобе НЦИ. А "Ростелеком" добавляет, что по закону "дарение" вообще не допускается в отношениях между коммерческими организациями (ЦБДД структура государственная). Безвозмездный переход прав собственности на арендуемое имущество в Ростелекоме и вовсе называют признаком притворной сделки. Мол, раз есть цена контракта, о какой безвозмездности может идти речь. Впрочем, последний аргумент скорее похож на юридический вираж.

В Ростелекоме на просьбу прокомментировать ситуацию сообщили, что хранят молчание до решения ФАС. В НЦИ запрос редакции оставили без ответа.

47news опросил юристов.

- Механизм дарения выглядит странно, похоже на попытку скрыть лизинговый договор, только непонятно, для чего. Лизинг не запрещен госзаказчикам, - удивляется специалист по госзаказу Денис Евдокимов.

Другой опрошенный эксперт высказал предположение: "Есть ощущение, что заказчик пытается обойти фактическую поставку с установкой, назвав все это арендой, а потом дарением и растянув оплату на несколько лет".

Он же отметил, что в принципе дарение между коммерческой структурой и госзаказчиком возможно, но в рамках 44-ФЗ, это, скажем так, нетривиально.

"Что касается "невозможности исполнения, то это придется доказывать жалобщикам. Почему, например, за 15 дней невозможно поставить и подключить 100 комплексов", - говорит собеседник.

В Центре безопасности дорожного движения уверены, что претензии несостоятельны.

- Условие привезти 100 комплексов за 15 дней призвано гарантировать нам как госзаказчику серьёзность подрядчика. Должны быть свои мощности. Чтобы не получилось так, что будет бегать искать, где бы их арендовать. Жалобы — искусственное затягивание процедуры торгов, - считает исполняющий обязанности руководителя ЦБДД Юрий Ефремов.

На вопрос, для чего нужна сложная схема с арендой Ефремов тоже ответил.

- Все просто. Невозможно одномоментно выделить столь большой объём средств из регионального бюджета на покупку комплексов. А в данном случае область получает в рассрочку работающую систему, риски по функционированию которой несет исполнитель, а не государство.

Бюджет Ленобласти на 2023 год составляет около 170 млрд. Таким образом, 3,2 млрд представляются серьезной тратой.

Ефремов нажимает и на больное для трасс Ленобласти: "Нарушение скоростного режима — одна из основных причин аварийности на дорогах".

Недавно назначенный на должность председатель комитета госзаказа Павел Немчинов прокомментировал кратко: "В аукционе могла участвовать любая компания. Он абсолютно прозрачный".

Добавим, что в аукционе участвовали четыре компании. Они предложили снижение цены от 2,9 до 3 млрд. Таким образом, нашлись те, кому эти условия не показалась невыполнимыми. И 47news узнал, что это за игроки.

Московская фирма "Спецдорпроект" разрабатывает технологические решения для транспортной сферы. По данным СПАРК, 25 процентами "Спецдорпроекта" владеет ООО "Швабе", как минимум до 2016 года принадлежавшее Ростеху. Еще 75% у ООО "Гринтех" со скрытыми бенефициарами. Оборот в 2021 году составил 3,7 млрд, прибыль - 600 млн. Кстати, фирма внедряла систему мониторинга светофоров в Афинах. В компании не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

И "Спецтехсервис" тоже из Москвы. Выручка в 2021 году - 672 млн, чистая прибыль - 158 млн. Компания принадлежит ООО "Сройинвестпроект". 75% этой фирмы также у упомянутого "Гринтеха". Оперативно на вопросы нашего издания в "Спецтехсервисе" ответить не смогли.

ООО "Сервисный центр Транстелематика" тоже из столицы. Это IT-компания, предоставляющая комплекс услуг по разработке программно-аппаратных систем в сфере транспорта. Конечные бенефициары — три физлица. Оборот - 4 млрд, прибыль - 370 млн.

Еще участник - московское ООО "Городские сервисы" с оборотом в 2021 году - 293 млн и прибылью - 27 млн. Совладельцы "закольцованные" друг на друга юрлица. По указанным в открытом доступе телефонам оперативно дозвониться до компании не удалось.

Отметим, что в случае сноса и перезапуска процедуры на это уйдет как минимум два месяца, а если документацию придется править — и того больше. Пока же сохраняется интрига — решение может быть вынесено к вечеру 6 марта, рассказали в антимонопольном ведомстве. Впрочем, порой на это уходит несколько дней.

Евгения Парникова,
Виктор Смирнов,
47news