Директор компании-подрядчика и прорабы получили по два года условно за смерть рабочего на демонтаже петербургского спорткомплекса, а его близкие - два с половиной миллиона и упреки на заседаниях. 47news узнал, чего они добиваются через три года после трагедии.
47news 31 января поговорил с учительницей русского языка и литературы из карельского поселка Деревянка Татьяной Кяппи. Ровно три года назад ее сын Матвей Кучеров жутко погиб на демонтаже СКК "Петербургский".
- Памятник Матвею поставили прошлой осенью. Он скромный, но второго такого нет. Заработала, хотя и с инвалидностью. Приходится подрабатывать, пенсии, конечно, не хватает. Так что здесь совесть моя чиста. А совесть тех, кто продолжает спать спокойно... - сказала 47news сегодня Татьяна Кяппи. Так совпало, что звонок застал ее перед уроком на тему "Преступления и наказания" по Достоевскому. - Наша судебная история не закончилась, все это так медленно. Третий год волокита.
Крыша СКК "Петербургский" обрушилась во время демонтажа 112 вант. По инструкции рабочие должны были находиться в люльке, но 29-летний Матвей по непонятным причинам оказался вне ее. При срезе очередного троса крышу потянуло вниз, вместе с ней рухнула и стена. Сварщик не успел добежать до люльки и упал вниз, пролетев 40 метров. На земле нашли сначала его каску и обрывок веревки.
- Я полгода ничего никуда не подавала. Но когда узнала фамилии конкретных обвиняемых, уже подала конкретно к ним иск. У "Техснаба" же сплошные нарушения, с сыном договор не заключали. Было доказано в ходе следствия, например, что Смирнову передали на землю, что пошла трещина, а он распорядился продолжать резать опоры. Это показания свидетелей, они у меня на руках. В петрозаводском СК еще показали фото того, что осталось от сына. Меня просто по-матерински задело: почему не были прекращены работы, - продолжает собеседница.
СК квалифицировал произошедшее как "Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее смерть человека по неосторожности". Обвинения предъявлены исполнительному директору астраханской компании "Техснаб" Сергею Акименко и петербургским прорабам Дмитрию Смирнову и Николаю Иванову.
- С подсудимыми лично за три года разговаривали?
- Ни на одно заседание не ездила просто потому, что доверяю адвокату. Меня знаете что еще возмутило? Они ведь сразу не позвонили и не извинились, считали себя правыми. В суде Акименко сказал, что якобы это родители и виноваты - нечего было сына торопить. К марту 2021-го, видимо, их адвокаты настояли, чтобы позвонили, принесли извинения.
- Материальную или какую-то другую помощь предлагали?
- От одного, кажется, пришло 10 тысяч, от другого 50, точные суммы мне сложно вспомнить. От генерального заказчика, "СКА Арены", около двух миллионов (в СМИ упоминалась сумма в 2,5 млн руб. - Ред.) Они помогли с организацией похорон, закрыли наши затраты. Их представитель приезжал как раз в тот момент, когда тело сына везли на похороны. От Петрозаводска до нашего поселка 40 километров, то есть когда машина была в пути, нам дали бумагу - расписаться. Мы-то думали, что подписываем получение сумм, которые требовали, а оказалось, что это мировое соглашение. Мы с мужем и дочерью были в здравом уме, несмотря на горе. Но если бы знали, что это такой документ, неужели бы подписали?
Матвей Кучеров с племянницей, предоставлено родственниками
В пресс-службе "СКА Арены" комментировать описанную ситуацию отказались. В рамках уголовного производства родственниками к подсудимым были поданы иски на 16 млн рублей. Отец и сестра Кучерова требовали с каждого из обвиняемых по 2 миллиона рублей, ту же сумму Татьяна Кяппи просила взыскать с Иванова и Смирнова. В апреле 2021-го суд отклонил ходатайство защиты строителей о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. К июлю того же года судья Гюнтер назначила каждому по два года условно и постановила выплатить по 900 тысяч рублей близким.
- Я была не согласна с тем приговором. Наказание, которое было им дано, неадекватно причиненному горю. Подавали апелляцию. Их защитники тоже обжаловали решение, в итоге городской суд Петербурга оставил каждому по два года условно, без выплаты моральной компенсации, - говорит Татьяна.
Адвокат близких Матвея Кучерова Иван Варфоломеев в кратком разговоре с 47news сообщил, что планирует добиваться указанных выплат в рамках гражданского процесса.