Порт Усть-Луга совершил уверенный рывок в грузообороте за 2022 год. Не беда, что уголь не пошел - там есть, кому залить нефтью, да еще посыпать все удобрениями.

Крупнейший российский порт Северо-Запада показал невиданный прогресс в статистике - 124.1 млн тонн переваленных грузов за прошедший год по сравнению со 109.4 млн за 2021-й. Это плюс 13.5%. Такого прорыва в Усть-Луге, пожалуй, и не было. 47news познакомился со статистикой, которая теперь официально не публикуется.

Если начать с плохой новости, - она про уголь. В 2021 году его благополучно грузили, в основном, "Ростерминалуголь" (управляемый "Уральской горно-металлургической компанией" Искандара Махмудова), "Новые коммунальные технологии" (тогда ещё Ильи Трабера) и "Универсальный перегрузочный комплекс" (из Fletcher Group Владимира Лисина). Теперь всё изменилось: первый  сократил оборот на 11.7%, второй на 46%, УПК держится получше - там спад 6.1% за 2022 год по сравнению с предыдущим.

На слайде такое впечатляет:

01.png Погрузка угля в порту Усть-Луга в 2022 году по сравнению с 2021-м (млн тонн):

АО "Ростерминалуголь": 21.6 (2022 год) / 24.4 (2021 год)

ООО "Новые коммунальные технологии": 6.8 (2022 год) / 12.6 (2021 год)

ООО "Универсальный перегрузочный комплекс": 3.9 (2022 год) / 4.2 (2021 год)

Всего: 32.3 (2022 год) / 41.2 (2021 год)

За 2022 год в Усть-Луге перегружено на 8.9 млн тонн угля меньше, чем за 2021-й. Спад составил 21.6%.

С "Новыми коммунальными технологиями" всё понятно. Компания в сентябре 2021 года перешла в собственность "Русхимальянса", (он строит в Усть-Луге грандиозный газохимический комплекс) и приобрел её в качестве дополнительных площадей с причальными стенками, а грузить там уголь не планировал, просто завершал старые контракты.

Что касается двух остальных, то директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин полагает, что переориентация угольных потоков на восток -  это долгосрочный тренд.

- Европа отказывается от угля и в особенности от российского. В ситуации с проблемами на восточном полигоне высокие цены на уголь позволяли отгружать его азиатским потребителям из балтийских портов, - с терминалов, которые могут грузить крупный флот. При падении цен - а именно такой процесс мы сейчас наблюдаем - отгрузки угля в портах Балтики становятся нерентабельными, - говорит эксперт.

Теперь про успешных. Крупными мазками - это те, кто грузят на суда минеральные удобрения и заливают в танкеры нефть, нефтепродукты и сжиженный газ.

Абсолютный лидер усть-лужского прорыва, благодаря которому порт оказался в плюсе, а не в минусе - "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича. Компания только в 2021 году начала вводить в действие свой погрузочный комплекс и за 2022-й взлетела в топ стивидоров Усть-Луги, перевалив 13.5 млн тонн грузов, большая часть которых - минеральные удобрения. 13.5 млн тонн - 10.9% всего грузооборота порта или 4-е место в списке его абсолютных лидеров, чей оборот превышает 10 млн тонн за 2022 год (таких всего четыре):

02.png Крупнейшие стивидоры порта Усть-Луга в 2022 году, перевалившие более 10 млн тонн (млн тонн):

ООО "Невская трубопроводная компания" - 31.3

АО "Усть-Луга ойл" - 22.6

АО "Ростерминалуголь" - 21.6

ООО "Ультрамар" - 13.5

- Мы давно говорили о том, что на Балтике не хватает специализированных портовых мощностей. Рассуждения о свободных мощностях и об их якобы существующем резерве были, мягко говоря, не совсем корректны. По каким-то грузам терминалов было больше, чем нужно - по контейнерам в первую очередь. Но есть и дефицит. Бонч-Бруевич сделал ставку на быстрый рост в конкретном сегменте и выиграл, - комментирует прорыв "Ультрамара" Александр Головизнин.

Очевидную положительную динамику (более 10%) показали в прошлом году ещё три усть-лужских оператора. "Невская трубопроводная компания" Андрея Бокарева увеличила оборот на 35%, а "Портэнерго", которой управляет "Сибур" Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, на 26.9%. Первая заливает в танкеры сырую нефть, вторая - сжиженные углеводородные газы и светлые нефтепродукты.

Третий "передовик" - совсем другая история. Это Усть-Лужское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" (структура Минтранса). Оно управляет паромами, курсирующими между Усть-Лугой и Балтийском Калининградской области. После введения международных санкций они стали крайне востребованы, когда Литва практически заблокировала железнодорожный транзит между континентальной частью страны и эксклавом. Там динамика самая внушительная - в 2022 году по сравнению с 2021-м грузооборот вырос на 71.4%. Впрочем, этот передовик производства весьма скромен на фоне абсолютных цифр грузооборота порта. Его 2 млн тонн за прошлый год составили всего 1,6% оборота порта, но такого прорыва, повторим, нет ни у кого.

03.png Успешные стивидоры Усть-Луги за 2022 год по сравнению с 2021-м (млн тонн):

ООО "Невская трубопроводная компания": 31.3 (2022) / 23.2 (2021)

АО "Усть-Луга ойл": 22.6 (2022) / 21.9 (2021)

ООО "Ультрамар": 13.5 (2022) / 1.7 (2021)

ООО "Европейский серный терминал": 7.7 (2022) / 7 (2021)

ООО "Портэнерго": 5.3 (2022) / 4.2 (2021)

АО "Усть-Лужский контейнерный терминал": 2 (2022) / 1.9 (2021)

Усть-Лужское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт": 2 (2022) / 1.2 (2021)

Всё хорошо у тех, кто зарабатывает на морском экспорте углеводородов и минеральных удобрений. Руководитель проекта "ДОРН" Андрей Карпов связывает это с физической неспособностью традиционно потребляющей российское сырьё Европы быстро перестроиться.

- Европе проще отказаться от экспорта в Россию автомобилей и телевизоров, чем от импорта её энергоносителей. Для отказа от российских энергоносителей европейским странам потребуется несколько лет - вот эти несколько лет форы и есть у портов Ленобласти. Так сказать, мягкая посадка. Давайте посмотрим: году к 27-му, максимум, к 30-му Европа сумеет импортозаместить российские углеводороды, удобрения, продовольствие, - полагает эксперт.

Остается добавить про появление нового участника бизнеса - впервые за долгие годы в статистике Усть-Луги появилось ООО "Терминал Новая гавань", перевалившая в 2022 году полмиллиона тонн грузов. Компания существует с 2006 года, но до сих пор на её мощностях грузили суда другие стивидоры, которые и попадали в статистику. Напомним, в сентябре владелец родственного ей ООО "Новая гавань" перешёл из российской юрисдикции в юрисдикцию Сейшельских островов. Юристы оценили этот шаг как желание защитить бизнес от посторонних глаз и незаконных претензий - Сейшелы не входят в число государств, признанных недружественными. Там нет санкций, не распространена практика отъёма активов россиян.

Лев Годованник для 47news