Компания в гавани Финского залива раскрыла 47news островок безопасности в Индийском океане. Это один из последних вариантов защититься от санкций.   

С начала сентября владелец 42,75% долей, прописанного в Кингисеппском районе Ленобласти ООО "Новая гавань", ушел из российской юрисдикции. Это петербургское ООО "Автокар", принадлежащее теперь "Мультивэй солюшнз" из Сейшел. Необычный вектор (в последнее время бизнес стремится избавиться от иностранных владельцев) совпал с планами строительства ещё одного комплекса по производству и перевалке сжиженного природного газа (СПГ).

ООО "Морской промышленный комплекс "Новая гавань", зарегистрировано в июне 2018 года в Кингисеппском районе. В СПАРК всё выглядит так, будто юрлицо случайное: 10 000 рублей уставного капитала и 1 человек в штате. Но интригующий вид деятельности - "производство промышленных газов", а его основному бенефициару Юрию Синкевичу принадлежат 40,5% долей ООО "Терминал новая гавань", а это морской перегрузочный комплекс на самом северном краю порта Усть-Луга. И он первый на пути следования судов из Финского залива, то есть наиболее удобный с позиций морской логистики.

На предоставленной пресс-службой областного правительства схеме порта "Терминал новая гавань" виден под номером 1.

123.jpg схема порта Усть-Луга  

Схема - пожалуй, единственное место, где о существовании этого неслабого актива можно узнать широкой аудитории. Ни владелец "Терминала новая гавань", ни тем более "МПК "Новая гавань" не попадают в медийное пространство, их нет даже в официальных отчетах грузооборота усть-лужского порта. Но не стоит думать, будто объект заброшен. Там грузят суда другие стивидоры, они-то и поднимают статистику, привязанную не к номерам причалов, а к названиям грузчиков.

- Мы строили терминал для импорта иностранных автомобилей, но не сложилось, - вздохнул генеральный директор "Терминала новая гавань" Максим Морозов

- И теперь не похоже, что сложится, - подумал я, но ему не сказал. 

МПК "Новая гавань" принадлежит двум петербургским компаниям - "Продиксу" (57,25%) и "Автокару" (42,75%). С 1 сентября последняя натуральным образом ушла на Сейшельские острова - её приобрела зарегистрированная там "Мультивэй солюшнз", о чьих бенефициарах можно лишь догадываться. И не вредно, например, порассуждать о том, что радикальная смена владельца не повлекла смены директора - им был и остается Николай Федюк, но разговаривать с журналистом он пока не готов.

Николай Федюк - собственник нескольких компаний с аббревиатурой "РТЛ" в названии. Это группа "Российские транспортные линии". Во многих компаниях которой видны интересы ещё одного владельца усть-лужского терминала Дениса Щербакова, у которого такие же 40,5%, как и у Юрия Синкевича.

Не исключено, в общем, что "Новая гавань" поменяла не хозяина, а его гражданство. И это происходит на фоне очень интересных событий. О них как раз и рассказал гендиректор терминала Максим Морозов.

- Возможно, мы будем менять номенклатуру бизнеса и под новую номенклатуру - новое предприятие. У нас есть бизнес-проект с партнерами, который предусматривает возможность строительства на терминале завода по переработке газа и производству СПГ. Но прямо сейчас ни о чем речь не идет. Сейчас всё умерло до рассвета. 

- Почему так грустно? Санкций на СПГ же нет. 

- Но есть санкции на технологии и оборудование.

- А Китай? 

- Вот этим и занимаются сейчас наши партнеры. 

- Подробнее бы …

- Пока нет конкретики. У "Газпрома" появился свободный газ, всем стало интереснее. Но технологии, которые планировалось использовать для строительства завода, остались в Европе. 

- А совладелец "Новой гавани" почему оказался на Сейшельских островах?

- На этот вопрос я не готов отвечать.

О возможных причинах сейшельского ухода "Новой гавани" догадывается партнер юридической компании "Дювернуа Лигал" Александр Арбузов. По его мнению, это может защитить бизнес от посторонних глаз и незаконных претензий.

- Сейшельские острова не входят в число государств, признанных недружественными. Там нет санкций, не распространена практика отъёма активов россиян. При этом реестры акционеров не публичны. Конечно, иностранные бенефициары вынуждены раскрываться при открытии счетов в российских банках и получении разрешений антимонопольной службы на совершение крупных сделок, но относительная анонимность сохраняется, так сказать, для недобросовестных интересантов.

Налогообложение на Сейшелах, как у всех офшоров, нулевое. Сейшельская компания при получении дивидендов от российской дочки платит 15% в российский бюджет, и всё. А ещё Сейшелы входят в британское Содружество Наций, где субсидиарно применяется добротное английское корпоративное право - всё, что не урегулировано сейшельскими законами, берется прямо из правовых источников Великобритании. Это ещё одно достоинство сейшельской юрисдикции, - диктует юрист. 

В общем, островки везения еще имеются. 

Лев Годованик для 47news

Мы же помним, что один такой терминал в апреле 2019-го заработал в Высоцке - в июне он торжественно отгрузил 2-миллионную тонну СПГ. Это ООО "Криогаз-Высоцк", детище НОВАТЭК, который опытен даже в условиях Арктики. В начале сентября СПГ начал производить и "Газпром" - в том же Высоцке на компрессорной станции "Портовая". Но там всё только начинается. Плюс гигантский газохимический комплекс в Усть-Луге, возводимый "Газпромом" и "Русхимальянсом" за триллион. Но эта махина заработает не завтра.