Резкое решение московских чиновников перекосило рынок щебня Петербурга и Ленобласти. В перспективе — удорожание жилья и госстроительства.     

На рынке добычи и перевозки щебня в Ленобласти - зубодробительные изменения, а всего лишь с 1 января заработал автоматический пункт весогабаритного контроля (АПВГ) на трассе "Сортавала", у поселка Бурнево. Теперь грузовики, возившие по 45 тонн, могут брать на борт лишь допустимые 20. Штрафы сильные - 400 тысяч за перевес. То есть, за рейс. Весы зашиты в полотно дороги, сверху рамка с камерой. Чуть далее должно быть табло, где отображается перевес и номер машины.

47news уже известно о компаниях, получивших штрафы на миллионы рублей.

Но боль бизнеса не столько в этом. В тестовом режиме контроль работает уже года два, штрафы приходили с пометкой "потенциальный". Все смирились, что рано или поздно система войдет в боевой режим. Но такой же пункт весового контроля на трассе "Скандинавия" не заработал. (В Ленобласти два района, где добывают щебень - Выборгский и Приозерский районы. Из первого везут по "Скандинавии", из второго - по "Сортавале" и до начала января по одной цене).

"Скандинавия" и "Сортавала" - федеральные. Обслуживает их государственное предприятие "Упрдор Северо-Запад". Информация с автоматических весов поступает в подразделение Ространснадзора - Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (находится в Твери).

Экономика производства и доставки щебня усреднено такая: щебень стоит 650 рублей за тонну, а доставка (если везти 45 тонн) стоила 550 рублей. Итого - 1200 рэ. Если же везти по 20, то только доставка обойдется в 1300 р/тонна, а конечная стоимость составит около 2 тысяч. Так и получился дисбаланс, когда карьеры в Приозерском районе встали - никто из потребителей в разуме не собирается платить за логистику в полтора раза дороже.

Теперь, карьеры на приозерском направлении работают "в склад", никто из перевозчиков ехать туда не готов. А на выборгские карьеры уже выстроились километровые очереди.

photo10.jpg

По примерным оценкам, на "Сортавале" и "Скандинавии" работает более 1000 грузовиков. Количественный объём рынка - более 10 млн тонн в год. И это только щебня.

Кстати, не стоит забывать про многочисленные карьеры в Карелии, щебень с них тоже идет по "Сортавале". Как невесело тем парням, можно только представить.

По словам участников рынка, даже, казалось бы, попавшие в выгодную воронку выборгские карьеры не слишком рады перспективам.

"Сейчас только начало сезона: у выборгских все сметут, и начнется дефицит. Мы же готовы возить по двадцать, но хотелось бы, чтобы правила были для всех одинаковы", - отстаивает свою правду один из коммерсантов.

Основные потребители щебня - дорожники и общестроительный блок, в том числе застройщики. В первом случае речь о бюджетных средствах и долгосрочных контрактах - в среднем на два года. Просто так утвержденную смету не изменить, а значит под боем государственные инфраструктурные проекты. В случае застройщиков (щебень идет на бетон) очевидно, что любое удорожание в конечном счете ляжет на покупателей квартир, утверждает один из опрошенных девелоперов.

У небольших перевозчиков есть вариант закрывать номера, но эти шалости вряд ли будут системными. Во-первых, сразу за постом обязательно появится наряд ДПС. Во-вторых, метод представляется несерьезным для крупных фирм. И сами водители вряд ли согласятся - наказание предполагает лишение прав.

Один из перевозчиков отреагировал эмоционально: "На одном направлении все прут с перегрузом, а на втором либо стой и закрывайся, либо закрывай номера и гаишникам плати. Разговаривали с одним немаленьким карьером, предлагали возить по правилам, но те ни в какую".

Как сообщал 47news, еще весной было неофициальное указание ГИБДД не тиранить перевозчиков, то есть составлять протоколы только в случае грубейших нарушений вроде выезда на встречку. Мол, сегодня экономика стройки важнее для страны.

На карьерах настроение еще мрачнее.

"Нас рабочие спрашивают: "Когда будет зарплата?". На карьерах приозерского направления занято не менее тысячи человек. Если мы не выполним обязательства, придется вернуть авансы, а значит впереди увольнения и банкротства", - говорит наш собеседник, добавляя, что рентабельность бизнеса на карьерах 5%, и перевозках примерно также.

На "Сортавале" из крупных работают карьеры компании ТПНК, "Рубикон" и еще помельче. Самый крупный - у "ЛСР-Базовые". В первых двух дипломатично назвали ситуацию критичной. Те, кто поменьше, подтвердили, что на грани разорения. В ЛСР пообещали прокомментировать позже. Отметим, у ЛСР есть карьер и на выборгском направлении, а также возможность доставлять материалы ж/д и водным путем.

Из перевозчиков самый крупный - московский игрок "Лагранж". Представитель компании нам рассказал, что проезд по всей "Сортавале" стал неактуален. Дисбаланс очевиден, штрафы неподъемны для экономики перевозок. "Но мы, конечно, готовы работать там, когда включится пост на "Скандинавии", - отметил собеседник, добавив: "Плачем".

Следующая по масштабам - компаний ЦБИ. В одном из филиалов тоже прокомментировали: "Если все рамки включат, всем хана. Плохо будет для всех, уничтожают отрасль. Было же два года назад, когда стали тиранить с передвижным весовым контролем, тогда перевозчики стали возить по пол-кузова, и цены взлетели. Слава богу недолго продлилось".

Есть и перевозчики поменьше, например, "Картэк" и "Траст-Авто" с несколькими десятками машин каждый. Там не горели желанием говорить, но было понятно, что раздражение зашкаливает.

Насколько известно 47news, пострадавшие владельцы карьеров и перевозчики обратились в прокуратуру, УФАС и представительство Ространснадзора по Северо-Западу.

Собеседники в УФАС Ленобласти рассказали, что процедурно вопрос стоит адресовать коллегам в Петербурге по месту регистрации Ространснадзора по Северо-Западу. И прокомментировали по-человечески: "Перегруз - это плохо, но со стороны мы понимаем, что предприниматели закладывают мысль о нарушении конкуренции госструктурой. В случае если прокуратура комиссионно запросит наше мнение, мы его сформулируем".

Среди перевозчиков и карьерщиков пока обсуждаются две версии. По первой - рамку на "Скандинавии" не включают из-за продолжающейся реконструкции самой трассы. Если весовой контроль заработает, то материалы для строительства федеральной дороги взлетят в цене. Вторая проще - посты установлены пару лет назад, и когда ту, что на "Скандинавии" попытались включить, она не заработала. Для ремонта же нужно вскрывать дорожное покрытие - работы можно проводить только весной.    

Виктор Смирнов,
47news

В прокуратуре Ленобласти ответили под своим углом, мол, соблюдение нормативов веса важно, так как от этого зависит состояние дорог, а значит влияет на аварийность. "Прокуратура будет добиваться того, чтобы пункты весового контроля работали на всех трассах, где они установлены", - официально сообщили 47news в надзоре.

На момент подготовки публикации, ни один из телефонов ЦАФАП не отвечал, в том числе молчал отдел по работе с обращениями. 47news спросил у советника руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, почему сложилась такая ситуация. Советник думает.

В управлении ведомства по Северо-Западу не отправили обратно в Москву. По словам собеседников, речь скорее всего идет о процессе технической настройки со стороны Упрдор Северо-Запад. А в этой организации официально указали обратно.