Александр Борисов, сын главы Роскосмоса, приобрел шестой судостроительный актив. Сегодня он публично рассказал, какие вопросы нельзя решить из кресла вице-премьера. Но фото не оставил.

С конца сентября петербургскому ООО "Судовые движительные комплексы" (СДК) принадлежат 19,07% челябинского ООО "ЕМТ-реммаш" (производство зубчатых передач). СДК - дочка московского ООО "Энексел групп" Александра Борисова, сына бывшего вице-премьера России Юрия Борисова, занявшего в июле пост главы Роскосмоса. Это шестое за последние два года крупное приобретение Борисова-младшего.

Ньюсмейкер категорически не общается со СМИ, но 47news дозвонился до столичного промышленника.

- Вас можно поздравить с новым активом, но позвольте спросить: зачем вам 19,07% долей завода, который к тому же в Челябинске? – издалека, чтобы не спугнуть, зашел автор.

- Так это же понятно - в судовых движительных комплексах используются зубчатые передачи. Я планирую развивать это направление бизнеса, вот и купил.

- Не проще ли просто покупать, доля завода-то для чего? – продолжил подкрадываться журналист.

- Есть большая разница между работой с подрядчиками и использованием продукции пусть частично, но собственного предприятия. Подрядчики часто ошибаются и не очень любят эти ошибки исправлять, а я бы хотел продуктивно работать, а не вязнуть в спорах о том, кто и почему что-то не так сделал. Вообще лучше сразу делать, как надо, чем исправлять недочеты. Партнер лучше подрядчика.

Генеральный директор и основной владелец (40,93%) "ЕМТ-реммаша" Павел Власов прокомментировал сделку коротко и смачно: "Мы делаем зубчатые передачи, а судостроение это или какое-то другое машиностроение - значения не имеет. Все союзы и объединения происходят с целью развития их участников, надеемся, наш случай не будет исключением".

- Компании "Судовые движительные комплексы" два с половиной года, её контрольный пакет у вас полтора года, а долю челябинского завода - тоже, кстати, не вчера появившегося - вы приобрели только теперь. Есть новые крупные заказчики? – этот вопрос показался мне поближе к теме.

- Есть новые сложности в виде международных санкций и, как следствие, в импорте комплектующих. Вывод простой - надо стараться всё, что можно, делать самим. А что касается заказчиков - нам и текущей работы хватает. Задача в данном случае - замещение немецких и финских поставщиков. СДК - одна из немногих компаний, которую можно назвать отечественной. Там около 90% комплектующих производится в России. Думаю, единицы могут похвастаться такой локализацией.

С лета 2020 года "Энексел групп" обзавелась пятью "дочками", все они зарегистрированы в Петербурге и Ленинградской области:

  • ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (17,5%)

  • ООО "Дизельзипсервис" (17,5%)

  • ООО "ДЗС-Снабжение" (17,5%)

  • ООО "Выборгский машиностроительный завод - судовое машиностроение" (50%)

  • ООО "Судовые движительные комплексы" (51%)

Первые три компании входят в производственный холдинг "Кингисеппский машиностроительный завод" Тимура Гареева и Михаила Даниленко.

- За последние два года это шестое приобретение на территории Петербурга и Ленобласти. С чем связан такой интерес к активам нашего региона? Вы же москвич, - а этот наш интерес уже поближе к Кремлю.

- И что, что москвич? Это же не вопрос географии и, при всём уважении к вашим краям, у меня в данном случае интерес не к региону, а к людям, с которыми складывается сотрудничество. Плюс исторически сложилось, что судостроение активно развивается именно в Петербурге, там и точка роста - инжинирингового, во всяком случае. Мой бизнес связан с судостроением, вот и вышло, что активы в вашем городе.

- Есть ещё планы?

- Сейчас развитие судовых движительных комплексов для меня основное направление, им и занимаюсь. Да уже хватит пока.

В апреле Александр Борисов в равных долях с владельцем "Выборгского машиностроительного завода" Ильей Иусом учредил в Ленобласти ООО "Группа компаний Выборг". Это консалтинговая компания, у которой две дочки - областное ООО "Балтийская нефтесервисная компания" и московское ООО "Национальные информационные системы".

- Вы недавно создали "Группу компаний Выборг" - она что будет делать?

- Если общими словами - она будет заниматься консолидацией определенных технических решений. Я не пытаюсь отделаться пустыми словами - мы думаем пока, как правильно развить этот проект, поэтому не хочу сказать то, что потом окажется неправдой. С "Выборгом" все станет понятно через какое-то время, когда партнеры проявят себя с точки зрения ряда технических решений. Сейчас их ход.

- А какова роль вашего отца в ваших успехах. Предыдущие петербургские и областные активы вы приобретали, когда он был вице-премьером, курировавшим, в том числе, судостроение, - интеллигентно спросил я, ожидая раздражения - вплоть до "я не согласовываю вам мои комментарии".

- Что называть успехами? Сдача заказа или получение заказа? Мы прошли сложный путь от первого референса до сдачи последних наших изделий. Здесь огромную роль сыграли мои партнёры. Тема технически сложная, трудно представить решение вопросов проектирования, производства, работы с заказчиками и проектантами из кабинета вице-премьера.

Журналист нашего издания буквально требовал от ньюсмейкера его фотографию, но тщетно. Так что в своем портрете Александр Борисов еще антипубличен.

Лев Годованник для 47news