Старший лейтенант запаса раскрыл 47news, с каким подходом нужно готовить новобранцев. Его бы воля - на сутки в поля, чтобы запомнили навыки.

Спустя неделю с объявления частичной мобилизации, 28 сентября, 47news поговорил о подготовке резервистов со старшим лейтенантом запаса. Но наш собеседник - не гуманитарий. В середине 1990-х он окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени Кирова. Там же три года отработал командиром учебного взвода. То есть выпустил роту в 90 человек.

- То, как готовят сейчас наших мобилизованных, какому курсу военного училища соответствует? Если бы вы командовали, с чего бы начали?

- Думаю, что соответствуют первому курсу. Я бы прежде всего занялся огневой и тактической подготовкой. То есть уделял бы внимание слаживанию подразделений, развертыванию из марша в боевой порядок, навыкам боя в условиях города и за его пределами, и так далее. Ну и, наверное, физическим нагрузкам. Вряд ли за месяц из всех можно сделать суперспортсменов и научить бегать маршброски, но немножко стряхнуть пыль придется, так или иначе. Чтобы хотя бы немного повысить выносливость людей, которым предстоит передвигаться в поле.

- Нужно учиться маршировать в парадных расчетах?

- Думаю, им это не пригодится. Зачем этот навык в боевых условиях?

- Собирать-разбирать автомат надо учиться?

- Это будет нелишним. Хотя автомат Калашникова и очень надежное оружие, если происходит отказ, нужно уметь разобрать, устранить неисправность - перекос гильзы или еще что-то. Собрать обратно, поставить ствольную коробку. Даже элементарно вставить магазин в автомат и перезарядить его, не глядя, -  навык правильный. Нам преподаватели иногда специально ломали автоматы, якобы что-то заклинило. В боевых машинах пехоты отключали электроприводы башен. И мы руками ее крутили. Старших не волновало: "Не работает? Давай руками! В бою тоже будешь плакать и жаловаться? Сделай!"

- Окопы рыть нужно уметь?

- Теоретически, если противник застал в условном открытом поле без естественных укрытий, то, наверное, выкопать окоп для стрельбы лежа нужно уметь. С другой стороны, это невеликая наука. Раз-два потренировавшись, боец сможет. Главное, опять же, чтобы человеку физической формы хватило. У дядьки с животом, понятно, на это потребуется больше усилий.

В армии, разумеется, прописаны нормативы для любого навыка. Так, одиночный окоп для стрельбы лежа - яма длиной в 170 см, шириной 60 и глубиной 30. Грунт насыпают спереди, образуется бруствер - укрепление для стрельбы. Подите-попробуйте вырыть такой на даче. АК-74 разбирается за секунды. 13 засчитываются оценкой "отлично", 17 - уже "удовлетворительно". Собрать, по нормативу, нужно за 23-30 секунд.

- Говорят, в Каменке занятия с утра до самого вечера. Сколько времени уделять теории и практике?

- На живые тренировки я бы закладывал намного больше. То есть процентов 20-30 теории, все остальное - практика. Это многократные повторения одних и тех же приемов. Если грубо, можно сравнить с автошколами: ручка переключения передач, газ - сцепление - тормоз. Движения должны быть автоматическими. Чтобы в критической ситуации не вспоминать - а чему там учили. Так что самое главное в этой истории - навык. Чем чаще отрабатываешь, тем больше шансов выжить.

- Если собрать эти навыки в несколько предложений, они о чем?

- Отрабатываются действия на разных ландшафтах. В открытом поле не собираться в кучу, держать дистанцию. Там же учатся взаимодействовать с боевой техникой. Например, в поле танк идет впереди, пехота прикрывает. Боевые машины пехоты, наоборот, идут сзади, прикрывают пехоту огнем из автоматических пушек. В городе - другая история. Подразделения по разным сторонам улицы двигаются крест-накрест. Те же танки - сзади и подавляют своим огнем более дальние объекты.

Самое главное усвоить - двигаться короткими перебежками с остановками на секунду-две. Чем прямее траектория, тем проще в тебя попасть. И беречь патроны. Это не боевик, где все плечом к плечу выпускают очереди. И не компьютерная игра, вернуться и "купить" магазин для автомата не получится. Вот вроде понятные вещи проговорили, а допускают ошибки и несут потери.

- Со стрельбой понятно. Первую помощь будем учить оказывать или нет?

- Понятно, что человек должен знать, как остановить кровь, как воспользоваться аптечкой, как сделать себе укол. Не знаю точно, как сейчас, но в мое время был шприц, который прямо сквозь одежду в ногу себе втыкаешь. Но не думаю, что на эту подготовку нужно выделять не больше недели. Двух-трех занятий достаточно.

- Месяца на "всё про всё" хватит?

- Скажем так, если реально служили в прошлом, а не сидели в кочегарке или условно получили специальность, - да. Они просто вспомнят прошлые навыки, заработает моторика. Об офицерах запаса мы сейчас не говорим. Мне сейчас дай автомат - буду стрелять нормально. Кросс пробегу вряд ли.

- Чем-то похожа нынешняя подготовка на академические офицерские курсы?

- У курсантов это история все-таки про высшее образование, есть дополнительные предметы: высшая математика, физика и прочее. Нас, скажем, с периодичностью раз в два месяца вывозили на полигон на неделю. Жили примерно в тех же условиях, как эти ребята сейчас. В любую погоду: дождь, снег, грязь. В шесть утра подъем, километров пять пробегали обязательно, потом отправлялись на занятия по огневой, по тактике, на боевых машинах. Учили стрелять из всех видов оружия, начиная от пистолетов и заканчивая боевой машиной пехоты, водить любую технику. И БМП, и танки.

В тактике - то же самое. Например, развертывание из походной колонны в боевой порядок. Реально стояли боевые машины, десантом внутрь забирались, начинали движение. По команде "противник справа" машины разворачивались, мы открывали двери, разворачивались в боевой порядок. Это происходило до отработки почти машинальной: закончили, снова на исходную, повторяется. Тут же разбор ошибок. То же самое - по ночам.

- Методички, по которым готовят, с какой-то периодичностью меняются?

- Меняются в зависимости от особенности местности, где идут боевые действия. Мы, понятно, учились еще по советским, тренировались вести оборонительные и наступательные бои, в открытом поле. Там подразумевались фронты, продвижение вперед и так далее. Когда началась Чечня, программу перестраивали на бои в городских условиях.

- Судя по рассказам, дисциплиной мобилизованных не напрягают. Нет этих "стой руки по швам", "упал - отжался".

- А я считаю, что это правильно. В Уставе вооруженных сил прописано, что военнослужащий должен выполнять любой приказ старшего по званию, а командир - добиться выполнения любыми способами, вплоть до физического воздействия. Но офицерам нужно понимать, что перед ними все-таки не 18-летние пацаны, которым нужно настучать и заставить подчиняться, а люди иногда постарше их, со своим жизненным опытом. Ребята в свои 35-40 лет к такому не готовились. Я, на самом деле, после выхода в запас учился в гражданских вузах и в курсе психологии много знакомого слышал. В училище была отдельная дисциплина - "Педагогика и психология воинского подразделения". В любой команде есть положительные и отрицательные лидеры, которые влияют на коллектив. Как поддержать положительных и развенчать отрицательных - тоже наука.

- Стоит ли учитывать офицерам-инструкторам, что эти взрослые мужчины получают оружие? А на фронте после конфликтов много чего может случиться.

- Сами неуставные отношения - история не сегодняшняя, даже вечная. Но с точки зрения офицера учить людей, держа в голове мысль, что он потом тебе пустит пулю в спину, непрофессионально.