Градообразующий завод в Тихвине будет стоять до конца июня. 47news слышит, что директор говорит 7 тысячам работникам и партнерам.
В среду, 1 июня, руководство Тихвинского вагоностроительного завода объявило сотрудникам, что режим простоя на предприятии продлевается до конца месяца. Из четырех производств местной промышленной площадки работу продолжает только сборочный завод "Титран-Экспресс". Директор ТВСЗ Евгений Кузьменко рассказал 47news о текущей пролетарской ситуации и будущем.
- Как бы вы доступно объяснили семи тысячам сотрудников ситуацию, в которой оказался Тихвинский вагоностроительный?
- Да, надо говорить прямо. Коллектив промплощадки осведомлен о текущей ситуации. Критическими для ведения непрерывной деятельности производства оказались два фактора – обеспеченность импортными деталями для кассетных подшипников и закупочная политика потребителей. Из-за подшипников встали все заводы. Вагон невозможно ни построить, ни отремонтировать. Для скорейшего решения этой задачи мы прорабатываем альтернативы, делая основную ставку на российских производителей. Действующая контрактная база наших предприятий – свыше 20 000 вагонов, что обеспечивает более чем годовую загрузку мощностей. Мы готовы запуститься в любой момент.
Самое доступное и емкое объяснение ситуации произнес президент России на встрече с представителями бизнеса: "Солидарно работать с правительством в поисках инструментов, которые поддерживали бы производство, экономику, рабочие места, но исходили из тех реалий, которые складываются". Поэтому наше предприятие работает в направлении сохранения производства и рабочих мест исходя из текущей ситуации.
- Очевидно, сотрудники во время простоя задумаются о поиске новой работы. Что именно руководство завода намерено предпринять, чтобы удержать основную часть коллектива?
- Не так. Почему основную часть? Необходимо сохранить всех. Обязательства по исполнению контрактов и выполнению производственного плана остаются за нами, поэтому, повторюсь, сегодня в приоритете – сохранение рабочих мест и многотысячного коллектива. На время простоя работники получают заработную плату в соответствии с трудовым законодательством. Все обязательные льготы, гарантии и дополнительная социальная поддержка со стороны работодателя сохранятся без изменений. Мы ежегодно проводим индексацию заработной платы. За это время у квалифицированного работника она выросла в полтора раза – до 57 тысяч рублей. После восстановления производства вопросы развития мотивационной системы будут рассмотрены в первоочередном порядке. Конечно, каждый человек переживает ситуацию по-разному. В ближайшее время мы проведем массовые мероприятия на сплачивание коллектива. В целом заводчане с пониманием относятся к происходящему.
- Заводской конвейер остановили в буквальном смысле за один день. Сколько времени потребуется на возобновление полного цикла производства? И какие с этим могут возникнуть проблемы?
- Приостановка производства шла плавно – с постепенным снижением объема загрузки. Никаких критичных действий в отношении персонала и оборудования, включая плавильно-литейный комплекс, не производилось. У нас уже есть опыт приостановки в период пандемии. На это время дежурный персонал продолжает осуществлять контроль за оборудованием. Поэтому возобновление работы произойдет также плавно и штатно.
- Тихвинский вагоностроительный завод - в прямом смысле градообразующее предприятие. В этом термине есть социальный смысл. Вспомните самые яркие городские проекты, в которых финансово или иначе участвовало предприятие.
- Именно так. Наше предприятие – один из крупнейших работодателей Северо-Западного региона. Десять лет, которые прошли с момента запуска завода, вдохнули в Тихвин вторую жизнь: развиваются малый и средний бизнес, сфера обслуживания и сервиса, образование, культура и медицина.
В инфраструктурные проекты городской среды компанией вложено свыше 150 млн рублей. В трех микрорайонах Тихвина построены 9 домов более чем на 2 000 квартир. Проведено благоустройство улиц, тротуаров и дворовых проездов. Для активного отдыха горожан созданы ландшафтные зоны – фестивальная площадка и парк поколений. Реконструирован исторический парк Успенского монастыря. На остановках общественного транспорта установлены новые автобусные павильоны. Для нужд города закуплена уборочная техника. При поддержке завода открыт социокультурный центр для молодежи "Тэффи". И, конечно же, мы ежегодно выступаем спонсором городских фестивалей и праздников. В течение десяти лет от деятельности предприятия бюджет получил в виде налогов более 30 млрд рублей. Все что говорю – точно не секрет.
- Можете рассказать, что еще было в планах совместной работы с администрацией Тихвина и района? Что будет с этими проектами в нынешней обстановке?
- Мы тесно работаем как с местной, так и с региональной властью. Планируем и в дальнейшем участвовать в проектах качественного и позитивного преображения Тихвина. В нынешней ситуации ресурсы ориентированы на поддержание социального уровня наших работников и членов их семей.
- Оказывает ли Объединенной вагонной компании поддержку государство? Если да, то какие меры удалось реализовать?
- Объединенная вагонная компания и наш завод – системообразующие для экономики страны организации. Работа с государственными органами ведется в постоянном режиме и по оперативным вопросам жизнедеятельности и системной работе отрасли. Сегодня все ресурсы государства направлены на поддержание как финансовой, так и технологической устойчивости промышленных предприятий. Мы в этом плане не исключение.
- По данным за прошлый год, предприятия тихвинской промышленной площадки, входящие в Объединенную вагонную компанию, выпустили 15,4 тысячи грузовых вагонов - на 7,5% меньше, чем в 2020-м. Каковы основные причины снижения объемов производства?
- Мы действительно немного снизили выпуск вагонов в прошлом году. Но на фоне общего спада в вагоностроительной отрасли компания показала хорошие результаты. Рабочий коллектив отработал в соответствии с поставленным планом. Компания сохранила лидирующее положение в России. Основная причина сокращения выпуска вагонов связана прежде всего со значительным ростом цен на металл и комплектующие. Это повлекло вынужденное повышение стоимости нашей продукции. При этом покупательская способность на рынке еще не полностью восстановилась по сравнению с допандемийным уровнем.
- Можете раскрыть доли производства вагонов, которые приходились на внутренний рынок и экспорт? Какие зарубежные рынки считались самыми перспективными до февраля 2022 года?
- В прошлом году рекордно увеличился выпуск платформ для леса, крытых вагонов и платформ. Для нашего завода традиционно высоким остался спрос на полувагоны. Их доля составила 60% от всего объема построенных за год вагонов. Экспортные поставки шли на североамериканский и европейский рынки, а также в страны СНГ. Но все же традиционный и основной рынок сбыта нашей продукции – это Россия и соседние страны с железнодорожной колеей 1520 миллиметров.
- Тихвинский вагоностроительный – по сути, сам город в городе. С предприятием был тесно связан малый бизнес. Имею в виду обслуживание техники, доставку выпущенной продукции, развозку рабочих, организацию питания. Это еще десятки и сотни рабочих мест. Как вы объяснили, что произошло, этим партнерам? Какова была их реакция?
- Конечно, с деятельностью завода связаны множество подрядных организаций. Сейчас главное сохранять правильный настрой, максимально проявить умение работать в кризисных условиях и противостоять внешним факторам. Наши бизнес-партнеры понимают сложившуюся ситуацию, совместно ищем пути решения. Мы признательны им за это. Например, даже на период простоя для обеспечения питанием дежурного персонала на территории завода работают три столовые, обслуживаемые сторонними организациями.
- Есть ли уверенность, что предприятия, которые ранее работали с ТВСЗ, к моменту выхода завода из простоя продолжат работу? Каков план на случай, если многие из них будут вынуждены закрыться?
- Ключевые поставщики нашего производства – это крупные компании с диверсифицированной линейкой бизнес-партнеров. Со всеми поставщиками мы заранее обсудили и скоординировали свои действия на будущее.