Полицейский главк и правительство Петербурга разошлись в подходах к безопасности на улицах. 47news собрал их аргументы и приценился к светящимся фактам.
По информации 47news, 25 апреля сотрудники правительства Петербурга и ГУ МВД продолжат дискуссию на совещании по теме безопасности на городских дорогах. Речь, в частности, пойдет о ситуации на перекрестках, где разрешающий "зеленый" горит сразу и водителям, и пешеходам. Один из таких 47news снял на днях на пересечении улиц Ленсовета и Орджоникидзе.
Месяцем ранее тут же случилось ДТП. Водитель "Фольксвагена", который поворачивал с Орджоникидзе на Ленсовета, подбил двоих школьников на электросамокате. Отметим, что они сами нарушили ПДД - не спешились.
Еще пример, из Петроградского района: на тройном перекрестке улицы Куйбышева с паутиной трамвайных путей легковушка наскочила на ребенка, перебегавшего дорогу по переходу. И машина, и пешеход двигались на "зеленый". (То, что ребенок после аварии подскочил, а водитель так и не покинул салон – другая тема).
- Тут в первую очередь срабатывает психология: и водитель, и пешеход видят зеленый свет, едут и идут. Как правило, ДТП провоцирует тот, кто резко начинает движение, - объяснил нам собеседник в дорожной полиции. Но отметил, что водители по правилам все еще обязаны пропускать пеших.
Обсуждая безопасность всех участников, ГИБДД и Смольный, мягко говоря, разошлись в методологии. Так, полиция настаивает на полном перепрограммировании светофоров на 54 перекрестках - чтобы раз и навсегда разделить потоки. Чиновники, как говорят, почти по сорока адресам лоббируют установку информационных световых секций с "лунным человечком".
Эти конструкции описаны в ГОСТе 2019 года, где говорится о "бело-лунном мигании", которое предупреждает водителей о возможном движении пешеходов по переходу. Рядом со светящимся пешеходом стрелка, указывающая направление поворота. Как следует из названия, функция секции - исключительно информационная. Увидев, водители должны вспомнить, что на переход могут внезапно выскочить пешеходы.
В десятке российских производителей светофоров от Орла до Урала 47news нашел пятерку, в чьих каталогах есть такие секции. Ценовой диапазон - от 7900 до 12300 рублей плюс пять лет гарантии. У одних можно оформить заказ как в простом интернет-магазине, другие требуют официальный запрос с подробностями о покупателе и количестве. Ведь секции выпускают под заказ.
- Делать такие могут хоть гастарбайтеры, нужна только линза, светодиоды и трафарет-заготовка, вместе с установкой на одну опору выходит 15-25 тысяч, - рассказал 47news один участников дорожного рынка Ленобласти.
Корреспондент 47news оформил калькуляцию. Если грубо взять максимальную стоимость работ, 39 перекрестков, да вспомнить, что на каждом из них как минимум четыре опоры светофоров... Перемножив вводные, получаем 3,9 млн рублей.
Как комментирует собеседник в ГУ МВД, из кабинетов Смольного предлагалось ставить секции в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги", то есть с участием федерального бюджета. Тут неизбежна бумажная волокита: нужно оформить заявку, получить одобрение, провести закупку, подписать контракт и принять работу.
Свои аргументы главк подкрепляет статистикой смертельных ДТП с участием пешеходов в Москве и Петербурге. В прошлом году в столице - 166 погибших, у нас - 93. Причем по количеству аварий на регулируемых переходах наши обогнали первопрестольную: 27 смертей против 16.
Официальная статистика МВД, полученная нашей редакцией
К слову, в Москве эксперимент с бело-лунным указателем провели еще осенью 2020 года. Секциями были оборудованы восемь перекрестков. Летом прошлого года местные блогеры обращали внимание, что водителям было сложно рассмотреть картинку среди множества столичных знаков.
- В итоге от этого решения отказались. Теперь потоки пешеходов и машин в Москве полностью разграничены, - рассказал собеседник в ГИБДД Петербурга, знакомый с дорожным движением обеих столиц.
В петербургском ГКУ "Дирекция организации дорожного движения", в чьем ведении разработка схем и оборудование светофорных постов, 47news сообщили, что вопрос установки информационных секций и разделения потоков на 54 перекрестках по-прежнему прорабатывается. Из всех мест, по данным ведомства, информационные секции стоят на одном перекрестке в Невском районе. Их установка обошлась примерно в 50 тысяч рублей. Но монтировали только на те светофоры, у которых чаще случались аварии. Помогло ли уменьшить количество ДТП, не говорят.
"Решение о целесообразности того или иного мероприятия принимается на основе всестороннего анализа транспортной ситуации. Следует отметить, что повсеместное введение полного разделения пешеходных и транспортных потоков не является оптимальным решением: необоснованное введение дополнительных фаз увеличивает задержку для участников дорожного движения, что может служить дополнительным фактором, препятствующим снижению аварийности", - заочно поспорили с полицейскими там.
Представитель дирекции также добавила, что установка секции, вопреки дилетантскому мнению автора, - операция не из простых. Поэтому стоить может по-разному. В первую очередь потому, что секция – это новый источник потребления энергии. В общем, мне обещали устроить ликбез, но позже.
- При этом перепрограммирование режимов светофоров занимает несколько минут, а транспортные потоки разделяются капитально, как бетонной стеной. Да, вырастет трафик. Но пока идет обсуждение, люди будут попадать в ДТП, - все равно дожимает один из товарищей в погонах.