Запуск городского мусорного оператора – важнейшее управленческое и социальное событие Ленобласти-2021. Оно уже коснулось практически всех. 

Год назад, 26 декабря, губернатор Александр Дрозденко подписал распоряжение "Об участии Ленобласти в АО "Невский экологический оператор" (НЭО). Но область дольщик технический, а вот три основных: Петербург, Интер-РАО Ковальчука-младшего и банк ВТБ с Андреем Костиным во главе. НЭО готовили на роль регоператора Петербурга.

Тяжеловесы появились не зря, а вопреки. Назло здравому смыслу в городе годами медлили с началом мусорной реформы. Есть мнение, что столь мощные структуры подключились чуть ли не по прямому совету главы государства. Он ещё два года назад говорил 47news, проблему надо решать всем миром. Не решили.  

В плане обращения с отходами разделить два субъекта невозможно - все 2,3 млн тонн городского мусора исторически едут на полигоны области. Больше некуда. Но полигоны решено закрыть до конца 2023 года. И тогда

При этом рассинхронизация очевидна. Если в Ленобласти уже два года работает единый регоператор (компания УКООЛО), то в Петербурге НЭО начнёт с 1 января 2022 года. Конечно, был конкурс, который пытались даже оспорить, но, скорее, для острастки. Но это позже, а в марте не последний человек в государстве, вице-премьер Валерия Абрамченко, дала указание Петербургу и Ленобласти подписать единую концепцию по обращению с отходами.

Город самоустранился, отдав создание концепции на откуп НЭО и пошли слова на совещаниях. Концепция не подписана до сих пор.

Основная причина: планы строительства трёх мусорообрабатывающих заводов НЭО накладываются на давние планы УКООЛО построить два завода в Кингисеппе и Рахье. Называется, мы вас не ждали. По сути, бой за городской мусор. У кого мощности будут загружены, тот и в дамках. НЭО гнёт своё, там умеют считать и просчитывать, а за спиной ресурс. Областным же энергии придаёт то, что для банка “Санкт-Петербург”, что стоит за УКООЛО, история регоператорства приносит лишь хлопоты. По факту, интересны могут быть лишь объёмы города для мусорообработки.

Так и толкались до конца ноября. А потом сдетонировала новость о конкурсе НЭО на проектирование трёх заводов в выборгском карьере “Островский”, всеволожском “Дубровка” и ломоносовском “Брандовка”. Вдогонку область приняла региональную терсхему. Там есть все три площадки НЭО. Документ многострадальный - приняли, уже неплохо. (Другое дело, что в нём уже были и есть все площадки областного регоператора — вопрос соперничества отложен, но не решён).

А в народе началось. Во всех местах люди вышли на протестные митинги. Пожелания были вплоть до “оставьте свой мусор себе”, а правительство Ленобласти официально пригрозило НЭО обратиться в органы и потребовало отменить конкурс как поспешный.

Затем договорились не доводить до крайностей. Разумеется и НЭО пошёл на формальные уступки, согласившись внести в документацию конкурса уточняющие пункты, что сначала будут изыскания (так в общем-то и планировалось). Гражданам же было сказано, что строить заводы надо, а позиция “только не у нас” - неконструктивная. Между тем, пыла у людей не убавилось.

Поглядим.