Задержан бизнесмен, распиливший чужой корабль на заводе госкорпорации под Мурманском. Это звено в цепи уголовных дел о лукавых схемах на берегу Баренцевого моря.

По данным 47news, 19 августа Октябрьский районный суд Мурманска отправил под домашний арест 45-летнего бизнесмена Александра Скляра. Чуть ранее оперативники регионального Управления ФСБ зашли с обыском в его квартиру на улице Капитана Буркова. Мероприятие прошло по уголовному делу, возбуждённому полицией 16 августа по статье "мошенничество в особо крупном размере". Коммерсант широко известен в регионе тем, что "пускает на иголки", то есть режет на металл списанные суда, в том числе военные.

По данным 47news, уголовное дело возбуждено в связи с утилизацией рыболовного морозильного траулера "Камчатский лосось". Судну 25 лет, стоило более 3 млн рублей и было распилено в 2019 году силами компании Скляра "Феникс".

Компания Скляра "Феникс" арендует причалы на территории "10 Ордена трудового красного знамени судостроительного завода"(10 СРЗ) в городе Полярный. Предприятие входит в тяжеловесную государственную "Объединённую судостроительную корпорацию" (ОСК). Как говорят, бизнесмен позиционирует себя как человек, у которого хорошие отношения как с силовиками, так и с военными. Последнее, в реалиях Мурманска, особенно важно как в бизнесе, так и во всех остальных отношениях. Как говорят, на избрании меры пресечения защита бизнесмена представляла грамоты от руководства Северным флотом. К слову, на обыске у Скляра найдено очень приличное количество наличных.    

Обыск у Александра Скляра

По данным СПАРК, в минувшем году оборот ОСК составил 85 млрд рублей, прибыль - 1,5 млрд. Из публичных персон в совет директоров входят бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, зампред правления Газпрома Виталий Маркелов и гендиректор предприятия Алексей Рахманов. Оборот "10 СРЗ" за 2019 год составил около миллиарда, прибыль же - 66 миллионов.

Рыболовное судно приписано к порту Петропавловск-Камчатский. Долгое время работало на Дальнем Востоке, где его периодически задерживали за незаконный промысел краба. В 2014 году траулер через договор купли-продажи перешёл от камчатской компании "Форт" к компании "Океан-Арм", после чего "Камчатский лосось" был снова продан во фрахт мурманскому ООО "Севкомфлот".

Однако ещё через четыре года арбитраж признал сделку по продаже краболова недействительной, а собственником определил "Форт". К этому моменту дела у траулера уже шли неважно. В феврале 2018 года, когда "Камчатский лосось" находился на ремонте в доке Мурманского судоремонтного завода,  там случился пожар. Выгорело под 200 "квадратов" палубы.

16 января 2019 года буксир "Быстрый" тянет "Камчатского лосося" от причала в поселке Минькино и швартует у причала №5 10-го судоремонтного. В качестве ответственного лица за приёмку краболова выступил "Феникс" Александра Скляра. При этом собственник траулера "Форт" и фрахтователь "Севкомфлот" своего разрешения на это не давали. По мнению следствия, документы, по которым передавался-принимался корабль, были лукавыми.

Процессуально так: "действуя группой лиц по предварительному сговору с неустановленными лицами данного судоремонтного завода ...произвели утилизацию путём разделки на металлолом, вывезли и распорядились по собственному усмотрению".

Отметим, что в настоящее время на "10 Ордена трудового красного знамени судостроительном заводе" (10 СРЗ) в Полярном утилизируют большой десантный корабль "Митрофан Москаленко". Судно тоже успело погореть в конце 2020 года. Его также разделывает "Феникс".

По данным "СПАРК-Интерфакс", в состав совладельцев ООО "Феникс" Александр Скляр вошёл в 2010 году, а еще через три года стал единственным владельцем компании. Компания выполняла работы по реконструкции причалов для "Главного военно-строительного управления №14", восстанавливала якорные системы дока для 10-го судоремонтного. В 2019 году обороты  составили скромные 96,3 тысячи рублей при 19 тысячах чистого убытка. Всего за Скляром числится под полтора десятка мурманских компаний, которые либо ликвидированы, либо находятся в состоянии банкротства.

По данным 47news, задержание Александра Скляра стало следующим звеном после того, как в марте был арестован гендиректор 10 СРЗ Евгений Зудин. Ему вменяют хищения на ремонте авианосца "Адмирал Кузнецов". Как говорят, со Скляром его связывают хорошие взаимоотношения. Собственно бизнесмен плотно прикипел контрактами к причалам завода, после того как Зудин шесть лет назад стал директором предприятия.

photo_2021-08-20_17-44-49.jpg Евгений Зудин

При этом, по данным следствия, компании Скляра задолжали заводу за аренду причалов и оборудования (краны) более 150 млн рублей. Финансовыми взаимоотношениями двух мужчин сегодня занимается отдел "П" (промышленность) УФСБ по Мурманской области. По сути, возбуждение дела по "Камчатскому лососю" - лишь начало большой истории. Насколько известно 47news, госбезопасность внимательно смотрит на несколько контрактов 10-го судоремонтного уже с госструктурами. Суммы в них в десятки раз превышают стоимость распиленного "лосося".

Собеседники в ОСК отреагировали на вопросы 47news о невзгодах 10 СРЗ такими смыслами: завод, мол, удалённый, не в приоритете, да и выручки особой не генерирует.

Возможно, и так, но на местах, видимо, хватает.

Виктор Смирнов, Александр Калинин,
47news

Контекст:

Входящий в "Объединённую судостроительную корпорацию" "10 Ордена трудового красного знамени судостроительный завод" (10 СРЗ) привлечён подрядчиком к ремонту единственного авианосца России - крейсера "Адмирал Кузнецов", входящего в Северный флот. А в июле иск на банкротство 10 СРЗ был подан от "Черкесского завода резиновых технических изделий".