"Исламскую ритуальную компанию" учредили партнер весомой фигуры московской похоронки и скромный петербургский бизнесмен-мусульманин. Эксперты рынка смотрят на новость по-разному.
По данным СПАРК, ООО "Исламская ритуальная компания" зарегистрирована 19 июля в поселке Парголово Выборгского района Петербурга. Ее равноправные владельцы известны: это ООО "Светлый путь" Анны Лашер и владелец группы компаний "Сфера" Абубакар Саадулаев. Александр Лашер — известный в ритуальном бизнесе города предприниматель и юрист из ближайшего окружения владельца ООО "Похоронная служба" Бориса Гладилина, партнёра авторитетного ритуальщика Москвы Олега Шелягова. Абубакар Саадулаев в медиапространство не попадал, его "Сфера" — небольшой магазинчик по оптовой торговле автозапчастями на Коломяжском проспекте с выручкой за 2020 год в 18 млн рублей.
Как рассказал журналисту 47news Александр Лашер, "Исламская ритуальная компания" полностью соответствует своему названию — она будет специализироваться на оказании ритуальных услуг для мусульман. Это очень особенная сфера похоронного бизнеса, не случайно президент областной Ассоциации ритуальных организаций "ПроЖИЗНЬ" Арслан Эльсалиев выразил сомнение в востребованности компании с такой специализацией.
"Мусульмане обычно стараются похоронить своих родственников на родине. В Петербурге и Ленинградской области захоранивают тех, кто тут родился и вырос, чьи семьи давно живут здесь", — говорит корреспонденту Арслан Эльсалиев.
Похоже, организаторы нового бизнеса хотят сыграть "от обратного". По мнению Александра Лашера, одной из основных услуг "Исламской ритуальной компании" как раз и станет транспортировка тел умерших на родину и захоронение их там в соответствии с мусульманскими традициями. На вопрос о том, как он собирается склонить петербургских мусульман обращаться именно в новую компанию, он не ответил, сославшись на коммерческую тайну. Хотя вряд ли эта тайна коммерческая.
Заодно наш собеседник уточнил: фирма начнет работать со 2 августа.
Сегодня в Петербурге проживает около 1 млн мусульман, что составляет примерно 20% населения города. По данным городского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Смольного, ежегодно на городских кладбищах захоранивается около 20 000 человек, но отдельная статистика по захоронениям мусульман отсутствует. Можно было бы предположить, что это около 4000 захоронений (примерно 20%), но такое применение общей статистики некорректно как раз из-за особенности, про которую рассказал Арслан Эльсалиев — большинство покойных мусульман отвозят на родину.
Рынок кладбищенских услуг для мусульман в Петербурге и области, скорее, неформальный. Это так называемые мусульманские участки на городских кладбищах, которые в действительности есть, но не афишируются. Услуги "похороны на мусульманском участке" не существует, хотя в прейскуранте городских кладбищ есть строка "подготовка лахета (специальное углубление в мусульманской могиле) для соблюдения ритуала погребения по мусульманским обычаям". На сайте Северного кладбища, например, такая услуга стоит 650 рублей.
"Мусульманские участки есть на кладбищах в Кузьмолово, Порошкино, на Ковалевском кладбище. Раньше такой участок был на кладбище во Всеволожске. Согласно мусульманским традициям, покойного хоронят в саване. Тело закрывают досками, чтобы не давила земля. Стоимость услуг по захоронению на кладбищах может отличаться", - объясняет нам Арслан Эльсалиев.
Если позвонить по телефону справочной службы Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Валерия Ларькина с вопросом о том, где можно похоронить по мусульманской традиции, предложат все открытые кладбища: Северное, Ковалевское, Новое Колпинское и Белоостровское (последнее, почему-то, в первую очередь). Но при этом подчеркнут, мол, на общих условиях, подробности у работников кладбищ.
Разные работники кладбищ и ведут себя по-разному. Глава ритуального агентства "Петергоф" Александр Андреев (самостоятельная фигура в похоронном бизнесе города) рассказал о собственном опыте. По его словам, недобросовестные работники кладбищ стараются заработать на желании мусульман хоронить своих родственников рядом с другими мусульманами. Основной повод для спекуляций — неформальность мусульманских участков.
"Последний пример: на кладбище человеку зарядили 180 000 рублей за возможность похоронить родственника на мусульманском участке, хотя, кладбище открытое и обычное захоронение обошлось бы там в 20 000. Ещё некоторые мастера начинают рассказывать клиенту, будто на выбранном им месте какой-то особо неудачный грунт, из-за чего копать лахет как-то особо сложно,и просять за это дополнительную плату. Люди не в курсе, что это не их сложность, а работников кладбища, которым они уже заплатили", — подчеркивает Александр Андреев.
По словам главы "Петергофа", на так называемых мусульманских участках часто есть "Иван Иванычи" — муляжи могил, формирующие впечатление, будто свободных мест нет. Это позволяет вымогать деньги на преодоление самых невероятных сложностей, хотя на самом деле вместо одного из "Иван Иванычей" попросту делается легальное захоронение.
Лев Годованник
для 47news