На праймериз "Единой России" образца 2021 не пришли люди, а сами за себя запротоколировались. Здесь дресс-кодом спортивный костюм, а оскорбляются вопросом, где работаешь. Погадаем на финалистов?
Сказать, что внутрипартийное голосование "Единой России", по-американски праймериз, умерло – это значит промолчать. В 2016 году, когда эта символическая процедура только зарождалась в России, неловко было наблюдать, как на ней происходит откатка победы на настоящих выборах. Интриги, подкуп, желание перещеголять соседа в хитроумии. Спустя пять лет, в 2021 году, те процессы кажутся верхом энергетического бытия.
Так что весь дальнейший текст можно воспринимать как эпитафию.
Собеседники 47news в различных органах власти не стесняются рассказывать, как процедура устроена сегодня. Список победителей в общих чертах сформирован на самом верху, порой в него вносятся крохотные правки. Тем, про кого известно, что он станет депутатом в сентябре, обеспечено покровительство по линии вице-губернатора по внутренней политике Анны Данилюк. Не то чтобы она принимает решение, просто на неё возложена обязанность связать руководителей районов, отвечающих за выборы, и кандидатов.
В региональный штаб партии организаторам праймериз на местах не нужно представить ничего, кроме протоколов. В них, соответственно, правильно оформленные фамилии и некие цифры, с учётом голосования в электронном виде на протяжении недели. Подкреплений, как на настоящих выборах, вроде списка избирателей и прочей чепухи, не нужно. То есть, лишним увесистая пачка не будет, но никто ничего сверять тоже не будет.
По поводу такой простоты объяснение не менее простое. Задача – обеспечить 10% явки, а это – 130 тысяч голосов. В счётные комиссии направлены рядовые сотрудники администраций, и для них это – минус выходной. Там, где начальство доброе, подкинут пару тысяч рублей, но в целом это общественная нагрузка. А вообще-то в понедельник всем на работу.
Всё это осталось бы теорией, если бы доказательства я не увидела на счётных комиссиях во Всеволожском районе в воскресенье, 30 мая.
Если бы существовал рейтинг злыдней, сотрудники администрации Заневского поселения заняли бы в нём первое место. Здесь, согласно последней информации, в одномандатном округе победить должен депутат ЗакСа Саяд Алиев, а по территориальной группе – депутат из Кудрово Сергей Моренков.
В Кудровской школе № 1 председатель счётного участка Светлана Фокина. В миру – сотрудник бухгалтерии администрации поселения, сразу стала настукивать в смартфон, как только увидела нас с фотоаппаратом. Быть может, им досталось ещё осенью, когда 47news конкретно доказал, как они мухлюют с явкой. В этот раз зашли мы в момент, когда работник пресс-службы делала исторические кадры о длинной очереди из сознательных граждан. Такие снимки всегда появляются в соцсетях, ведь закон современного мира гласит: "Было так, как выложено в интернет".
Выяснилось, что пришедших записывают в пустографки. На обычных выборах, напомним, список с избирателями, имеющими право голосовать. Сравнивать, есть ли у человека в паспорте штамп о прописке в Кудрово, никто не будет. К полудню урна была заполнена как минимум на пятую часть.
Мужчина с мотоциклетным шлемом в руках и женщиной, выдавшей ему его паспорт, на входе учтиво улыбался. На вопрос, откуда он узнал о праймериз, сообщил, что из рекламы.
- Нет же никакой рекламы, - усомнилась я, и выяснилось, что подсказали ему о праймериз на работе.
В какой сфере трудится гражданин, останется тайной.
- Да пошла ты в ж***, - послал через несколько минут странного разговора он, непонятно на что разозлившись.
Сопровождающая женщина улыбалась и фотографировала.
- Если ваш мужик на публике так себя ведёт, представляю, что у вас дома, - заметила я вдогонку, но они уже виляли шлемами по коридору.
Бухгалтер Фокина сообщила, что "явка такая, какая надо, вам говорить не должны". Её коллега уточнила – их не обязывают следить за количеством пришедших. Избиратели явно работали в этой школе, потому что почти каждый, кто брал бюллетень, отправлялся ещё и по своим делам в здание, открывая ключом то один, то другой кабинет.
На втором участке – а на весь город Кудрово их всего два – в Новом Оккервиле, возмутились моими рассуждениями о том, что глава Заневского поселения и Всеволожского района Вячеслав Кондратьев давно обещал победу Сергею Моренкову, а им приходится тратить на их игры свой выходной.
- Вы докажите, - не верила одна из сотрудниц комиссии, в миру явно работающая в администрации.
- Давайте лучше на тыщу поспорим, в сентябре встретимся, когда узнаем результат. Мой прогноз: Алиев и Моренков победят сегодня.
Собеседница отказалась, но зашёл проведать обстановку глава администрации Заневского поселения Алексей Гердий, сообщивший, что "маску надевать не будет, потому что привитый", но сразу передумал.
- Ну хоть вы скажите, Кондратьев ведь обещал Моренкову победу, да? – переспросила я у Гердия.
- Это неправда. Обещал победу Моренкову я, - был невозмутим Гердий. В 87-ом он работал в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, так что, быть может, всё творящееся сегодня для него мелко и смешно.
Вся эта гогочущая компания отпугнула женщину, уверенно направлявшуюся к столу. Зачем-то вслух она объявила про городскую прописку, и её развернули. Все же позволили оставить взятую одноразовую маску. Урна здесь тоже была устлана следами волеизъявлений так, будто только что пробежала рота скорбящих по единороссам.
В Колтушах, входящих в тот же округ, оказалось проще. Адресов, куда можно прийти, на сайте ЕР не оказалось, кроме одного, в селе Павлово. В остальных местах, видимо, ограничились написанием протоколов. Случайно заехав не туда, набрели на частный домик. Очаровательные коттеджи для сотрудников научно-опытной биологической станции были построены здесь за десять лет до войны. Из одного из них вышел мужчина, и, покосившись на фасад, требующий строительной руки, ответил тоном, не требующим пояснений: "Никаких тут выборов нет. Тем более – "Единой России".
Перед школой, где в своё время учился губернатор Александр Дрозденко, был концерт. Детишки выстроились в очередь перед лошадкой, готовой бесплатно их прокатить, на сцене рядом показывали трюки и пели песни. Огромный белый медведь обнимал желающих, тигры прыгали. Животные, как и политика, конечно, были ненастоящие. Сладкая вата и поп-корн привораживали желудок.
- Концерт, приуроченный к выборам. То есть, ко Дню защиты детей, - члены местной комиссии оказались здраво настроены и сходу сообщили, что они сами в партии не состоят, но вот работать попросили – "сами понимаете".
На вопрос, как люди узнают о праймериз, ведь нигде нет никаких плакатов, ответили без застенчивости: "Да вы сами видите, как тут всё организовано". Да что уж реклама, на стене не было даже плакатов с изображениями кандидатов регионального уровня. Грусть разбавил пожилой, с радостью сообщивший, что он работает в администрации Романовки.
- У нас с этим строго, вот, пришёл, - как своим поведал он дамам.
- Да уж, у вас строго, - согласились они, выдавая ему бюллетень.
На мой возглас, мол, да к чему это всё, если давно ясно, что победит Моренков и Алиев, в этом помещении никто спорить не стал. "Ага", - только и заметили милые счетоводы. Всё-таки чувствовалось, что Колтушами руководит более свободный, чем Заневкой, хотя бы в плане выражения мнения, человек. Надо ли говорить, что вся эта орава на празднике, а их было много сотен ("красная зона", привет!) дала в урну с бюллетенями даже меньше, чем их было на участках в Кудрово.
Во Всеволожске, судя по количестве бюллетеней, буквально только что тоже проехалась орава избирателей.
- Тут столько людей было, вы буквально чуть-чуть не успели, - объявили в школе № 4.
Это уже другой, Всеволожский округ, и на победу здесь в качестве одномандатника благословили нынешнего депутата Александра Матвеева. По списку здесь должен пройти коммунист, глава совета депутатов Всеволожска Станислав Богдевич.
Сам Матвеев случайно зашёл на тот же участок, что и мы. Весь из себя на правильном наряде. То есть – в спортивном костюме. Дама, очевидно, супруга, в таком же облачении. Посмотрел, что никого нет, а бюллетени есть, и ушёл.
- Да тут у нас толпа была, вы не представляете, как много. Вы чуть-чуть не успели, - снова нас расстроили уже в другом месте, в лицее № 1 Всеволожска.
Противопоставлять было нечего, да и спрашивать особо тоже.
На скамейках в пришкольном дворе сидели бабушки, рассуждавшие, чего ждать от всего этого действа. Подслушав, можно было выяснить, что:
- Утром кормили, да столько, что порцию было не съесть;
- Вечером будет концерт, на него есть билеты, надо сходить;
- Если всё пройдёт благополучно, может, дадут на лекарства;
- В целом, конечно, всё это глупо, нужно делать одни выборы, но раз уж так, осенью тоже придём.
Кого они имели в виду под благодетелем, было не совсем ясно, ведь речь шла о человеке, который хочет "быть не только по этому участку, а уже по всем". Произносилась фамилия местного парламентария Олега Шутова. Быть может, это был самый демократичный двор во всей Ленобласти.
Больше всего порадовал один из двух участков города Мурино, в школе № 4. В Бугровском округе урна была забита чуть ли не под самую крышку.
- Я знаю, мы приехали поздно. Буквально недавно избиратели ушли, - заметила я сходу в сторону единороссовской счётной комиссии.
- Действительно, тут до вас было много детей, шарики – во весь потолок, и всем раздали. Можем фотографии прислать, какие тут очереди были.
- Фотографии я тоже могу.
Юлия Гильмшина,
47news
Фото - Майкл Огнев