Ломоносовские главы встали на место паровоза и увидели Юго-Западный железнодорожный обход Петербурга по-новому. Проект в 70 млрд споткнулся об упрямство садоводов. РЖД готовы сдаться.
Ролик "Поезд дальше не пойдет" опубликован на YouTube-канале интернет-газеты lomolenobl.ru 21 апреля. Глава района Виктор Иванов и глава администрации Алексей Кондрашов играют там роль паровоза. Они идут пешком по рельсам старой железнодорожной ветки давно умершего завода. Но ветка только выглядит ненужной. Ее реальная цена сегодня - 3,2 млрд рублей. Такова разница между 5 млрд, которые придется потратить, чтобы построить там новую железную дорогу, и 8,2 млрд, в которые обойдется обходной вариант.
Мыслим шире: новая железка - фрагмент одного из двух мегапроектов "Российских железных дорог" в нашем регионе - Юго-Западного железнодорожного обхода Петербурга (ЮЗЖО) протяженностью 74 километра и стоимостью примерно в 70 млрд рублей.
ЮЗЖО – не блажь РЖД и даже не тяга к прибыли. ЮЗЖО соединит железнодорожные ветки от Мги до Ивангорода и от Лигово до Лужской, что позволит убрать грузовые составы, следующие на терминал "Порт Бронка" петербургского порта и в Усть-Лугу, из Петродворцового района, в частности, с территории, примыкающей к всемирно известным памятникам архитектуры в Стрельне и Петергофе. А ещё она даст приличный запас продуктивности для доставки грузов в порт Усть-Луга, терминал "Порт Бронка" Большого порта Санкт-Петербург и в бухту Батарейная, если там когда-нибудь все-таки что-то построят.
Кондрашов и Иванов решили прогуляться по старым шпалам не случайно. Проект споткнулся именно в этом месте. Трассировка тут самая дешевая, но рядом пениковские садоводства, чьи жители проявили недюжинную активность в борьбе с ЮЗЖО. Дошло до необычного - Кондрашов отозвал согласование трассировки проекта и предложил еще раз подумать про обходной вариант, который длиннее, дороже и проходит через земли Минобороны.
Варианты трассировки ЮЗЖО. Фиолетовый вариант не устраивает садоводов. Синий вариант слишком дорогой, что не нравится РЖД.
"Этот вариант наиболее щадящий. Тут надо только с Минобороны решить вопрос, и не затрагиваем интересы частных лиц. Иначе мы упремся в необходимость изымать земельные участки, люди будут отказываться, мы будем обращаться в суд - создадим себе веселую работу на несколько лет. Проще решить вопрос с одним министерством, чем с тремястами собственниками земельных участков…", - заявил месяц назад автору статьи глава районной администрации.
Но тогда он еще не гулял по старым рельсам. На вчерашней прогулке Алексей Кондрашов увидел не совсем то, о чем до сих пор мы все думали. Он разделил узкоколейку на две условные половины. На первой частные домики довольно далеки - метров 20-25 и больше от путей. И чиновнику показалось, что тут возможная железная дорога "не особо составляла бы какие-то помехи-угрозы". Вторая половина выглядит по-другому.
Заборы там подозрительно близки к рельсам - метров до пяти доходит, и это не фигура речи. Понятно, что какой бы ненужной старая железка ни была, расположить земельный участок настолько близко от нее на законных основаниях невозможно. Тут два варианта: или дорога не была оформлена, или садоводы увлеклись. Самозахват в любом случае - вопрос, с чьей стороны.
И Кондрашов взглянул на собственную поддержку садоводов по-новому.
"Жители справедливо подняли вопрос, рядом с их домами они не хотят видеть "тыгыдым-тыгыдым", я это понимаю. Но после прогулки по железке, у меня возник вопрос - а что вообще делают заборы и дома в полосе действующей железной дороги? Это же не брошенный участок пути. Он рабочий. Будем разбираться. И необходимо все приводить в соответствие с законом. Или кто-то полагает, что администрация района на одно будет закрывать глаза, а с другим бороться? Так не получится. Будем смотреть на проблему комплексно…", - сказал ломоносовский глава автору статьи 22 апреля.
Садоводы посмотрели ролик и напряглись. "Кажется, не только мы ходим на разведку", - сообщил один из активистов и пообещал пересмотреть запись "раз тридцать пять". Корреспондент 47news предположил, что в случае подтверждения версии самозахвата со стороны садоводов, вопрос стоимостью в 3,2 млрд можно решить бульдозером. Районный глава, кажется, испугался: "судом", - поправил он.
Но даже тут Алексей Кондрашов, похоже, не дооценил энергию садоводов, буквально забросавших жалобами все причастные к проекту инстанции. Пока он прогуливался, главный инженер Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта РЖД Дмитрий Чижов поделился с садоводами приятным.
"В настоящее время АО "Ленгипротранс" проработан альтернативный вариант примыкания к существующей железнодорожной инфраструктуре с обходом арсенала с западной стороны на расстоянии 385 метров и примыканием станции "Лебяжье". Новый вариант трассировки в настоящее время проходит процедуру согласования с Минобороны России и другими заинтересованными государственными органами управления…", - написал ВИП-железнодорожник в письме, датированном 21 апреля.
Это почти капитуляция. Садоводы пока переваривают информацию, но первые отклики положительные с оттенком грусти. По словам наших собеседников, такой вариант устроил бы большинство. "Строительство ЮЗЖО по старой узкоколейке потребует снести около 300 участков, 385 метров в бок - где-то 50. "В нашей ситуации в любом случае будут жертвы, все понимают, что кто-то должен пострадать. Но как объяснить этому кому-то, что пострадать должен именно он?" - помыслил вслух один из активистов.
Лев Годованник для 47news