Гнев садоводов вынудил ломоносовскую администрацию отозвать согласование проекта стоимостью 70 млрд. Теперь под угрозой Юго-Западный железнодорожный обход. Осталось дожать ВМФ.

Про необычное решение администрации Ломоносовского района Ленобласти стало известно 10 марта, когда замглавы Ахад Гасанов в очередной раз отбивался от напора пениковских садоводов. Вот так выглядит фраза, стоимость которой превышает 3 млрд рублей (разница между отмененным вариантом и желаемым):

 "Учитывая многочисленные обращения жителей … о принятии мер о недопущении строительства … с вариантом строительства участка железной дороги вблизи существующих населенных пунктов и садоводств, администрацией муниципального образования Ломоносовский … район Ленинградской области … направлено письмо об отзыве решения о согласовании варианта трассировки №4 … с просьбой повторно рассмотреть возможность реализации варианта 3…", - сказано в его письме пениковским садоводам.

Глава ломоносовской администрации Алексей Кондрашов уверен: позиция его ведомства вполне может повлиять на решение даже столь глобального вопроса.

"Это же не наша исключительная позиция. Она основана на огромном количестве обращений частных лиц и садоводческих товариществ. Поэтому мы и просим вернуться к рассмотрению варианта трассировки по землям Минобороны. Этот вариант наиболее щадящий. Тут надо только с Минобороны решить вопрос, и не затрагиваем интересы частных лиц. Иначе мы упремся в необходимость изымать земельные участки, люди будут отказываться, мы будем обращаться в суд - создадим себе веселую работу на несколько лет. Проще решить вопрос с одним министерством, чем с тремястами собственниками земельных участков…", - сказал районный глава автору статьи.

Ломоносовская администрация согласовала вариант №4 в ноябре 2020 года. Тогда, на совещании у бывшего главы Сергея Годова о пользе трассировки рассуждали представители Октябрьской железной дороги и проектировщика Юго-Западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга (ЮЗЖО) "Ленгипротранса".

Напомним, проект ЮЗЖО – это 74-километровая ветка стоимостью примерно в 70 млрд рублей. Заметим, это не блажь Российских железных дорог и даже не тяга к прибыли. ЮЗЖО соединит железнодорожные ветки от Мги до Ивангорода и от Лигово до Лужской, что позволит убрать грузовые составы, следующие на терминал "Порт Бронка" петербургского порта и в Усть-Лугу, из Петродворцового района Петербурга, в частности, с территории, примыкающей к всемирно известным памятникам архитектуры в Стрельне и Петергофе.

Согласованный тогда вариант предполагал, что пройдёт по территории Пениковского поселения с использованием старой железнодорожной ветки, которая когда-то вела на бывший завод ЖБИ. Граждан волновало, что ветки должны были пройти через несколько садоводств. Стоимость - 5 млрд рублей, длина – 8,25 км.

Отвергнутый вариант, имеющий официальное название "№3", наоборот, огибает садоводства, но из-за этого делает большую петлю на запад, проходя через воинскую часть ВМФ. Стоимость, соответственно, возрастает до 8,2 млрд, а длина – до 14,5 км. По понятным причинам людям эта схема понравилась больше, но Сергей Годов тогда осёк: забудьте, Минобороны туда не пустит ни за что. Представители ОЖД на этом облегченно вздохнули, ведь 3 млрд рублей разницы между №3 и №4 совсем не лишние.

01(2).png

Но такое не забывается. Вариант №4 проходит через или в непосредственной близости от 9-ти садоводств, жители которых начали дружную бомбардировку жалобами известных государственных персон. Начинали от губернаторов Петербурга и Ленинградской области.

Аргументы понятны: люди строили дачи не для того, чтобы раз в полчаса подпрыгивать вместе с ними в такт колес очередного товарного состава. А возможное содержание таких составов и вовсе портит настроение - если там, например, уголь, от которого пыль, или какая-нибудь химия, от которой даже непонятно, чего ждать, в случае какой-нибудь аварии.

Впрочем, как мы замечали выше, проект федеральный. Благодаря его реализации, к примеру, можно будет перенести грузовые составы из Петродворцового района, а ведь там тоже живут люди, которым точно так же мешают грязь, стук колес и вибрация.

Поскольку выбор, каких именно жителей обрекать на муки, некорректен, ломоносовская администрация и предлагает вернуться к тому варианту, где меньше всего хлопот с гражданами.

Правда, в этом случае глухую оборону заняла база ВМФ, об отказе Минобороны пустить рельсы на которую представители госведомств сообщают почти в каждом письме, адресованном пениковским садоводам. Так что положительный ответ военных тут, мягко говоря, не очевиден.

На этом нервном фоне садоводов попытался успокоить заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов. "Следует отметить, что при возникновении необходимости изъятия земельных участков будут приняты меры по компенсационным мероприятиям в соответствии с действующим законодательством РФ", - написал он председателю одного из садоводств в конце февраля.

Кажется, отмечать такое как раз не следовало. Слово "изъятие" вызвало у садоводов самые неприятные ассоциации и побудило к разведке. Посещение старой железнодорожной ветки, которую предполагается использовать для ЮЗЖО при варианте №4, испортило настроение окончательно. Там обнаружились люди в спецовках и новенькие белые столбики.

02(1).jpeg

Фото Евгения Бешенцева

Из предыдущих писем садоводы знают: ЮЗЖО включен в "Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" и в "Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле". И видят в этом нечто неотвратимое.

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов подтверждает: люди имеют все основания для беспокойства.

"Да, изъятие дачных участков предполагает компенсацию владельцам их полной рыночной стоимости. Но размер этой стоимости определяет оценщик, и практика показывает, что владельцам изъятой недвижимости предлагается компенсация, раза в два ниже реальной рыночной цены…", - говорит эксперт.

Неотвратимость подтверждается документом. 15 марта председатель областного комитета градостроительной политики Игорь Кулаков напомнил садоводам: не позднее 25 марта ломоносовская администрация должна принять решение о создании новой согласительной комиссии. И она не позднее 25 мая примет новое решение о трассировке пениковского участка ЮЗЖО.

Нельзя исключать, что оно окажется до боли похожим на старое.

Лев Годованник,
для 47news