Студента Университета авиации отчислили за соцсети, он нашел дыру в системах безопасности российских аэропортов. От 47news: взаимосвязь событий и риски ректората.

47news поговорил с выпускником Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Степаном Деркачом, кому 15 февраля вручили диплом инженера в сфере организации авиационной безопасности. Звонок застал его на выходе из alma mater. В руках выпускника — синий документ с тремя тройками в ведомости.

По словам ньюсмейкера, это один из лучших результатов в потоке — красных дипломов в этом году нет ни у одного. Ранее 47news рассказал историю, мягко говоря, непростых отношений студента с ректоратом.

В марте 2020 года четверокурсник узнал, что отчислен из университета, причем годом ранее и с нетривиальной формулировкой: за комментарий к публикации "Фонтанки" в социальных сетях. Тогда издание выпустило сюжет, как на приеме у Александра Бастрыкина петербурженка просила разобраться с зачисленными без экзаменов студентами Университета гражданской авиации. В комментариях Деркач добавил: "А она не заявляла о том, что ремонты в общагах делались на бумагах? Или не в полном объёме?" и "А не заявляла о том, что расходные материалы для универа ГА покупаются (-лись) через подставную фирму по завышенным ценам?" И подтвердил тем, что подрабатывал в том же вузе электриком, поэтому и был в курсе.

- Об истории с отчислением вообще не жалею. В любом случае это опыт, огласка помогла людей воодушевить бороться с системой. Мои комментарии же касались коррупции и условий проживания в общежитии. Так что, если бы была возможность отмотать назад, наверное, еще бы добавил сверху, — заявил 47news он.

- Что было дальше, то есть после публикации?

- Телефон разрывался, хотели помочь профсоюзы работников и студентов, писали сообщения "ВКонтакте". Большинство возмущалось, мол, как так, на каких основаниях отчисляют, поддерживали, дескать, борись, ты прав. Туда же сыпались инсайды, которые боялись выносить в паблик, ведь нет подтверждений. Во второй половине дня позвонили из Следственного комитета, один из самых важных звонков — из транспортной прокуратуры. В ведомстве попросили официально обратиться с требованием проверить законность отчисления.

47news также сообщил, как заинтересовались силовики. Через пару часов после выхода публикации студента пригласил поговорить следователь. Также допросили по делу ректора Далингера. Ему вменяли превышение полномочий.

- Сама прокурорская проверка шла месяца три и продолжалась, когда я уже восстановился. Для этого оказалось достаточно заявления. В итоге прокуратура нашла ошибку в процедуре: с приказом об отчислении меня не познакомили лично, я должен расписаться лично. Позже звали знакомиться с результатами проверки — собралось все в увесистую папку листов в 300. Туда же приобщили уведомление из университета, которое отправили по электронной почте. В нем руководство грозило иском на миллион рублей, если не распространю в СМИ информацию с опровержением. Так что восстановился и начал сдавать сессию. Время было до октября, в целом, уложился.

- Преподаватели встречали ехидно? Чем-то вроде: "А, тот самый студент…"

- Преподаватели не высказывались на эту тему, методист только сказала: "Молодец, что восстановился". В тот момент вообще ввели дистанционное обучение, напрямую не общались — контрольные работы и курсовые сдавали через внутреннюю сеть вуза и личный кабинет, реже — на звонках в Zoom. Тогда вовсю шла пандемия, так что были другие заботы. Можно сказать, моя фамилия отошла на второй план. В целом, преподаватели тоже поддерживали. Для них это единственная работа, поэтому люди боятся выступать открыто. Один из них, не буду говорить, кто именно, поддержал: "Правильно сделал, что написал, теперь они будут обдумывать каждый шаг".

- Что об отчислении говорили одногруппники? Наверняка, сравнивали с Навальным, его сейчас за комментарий вообще судят.

- Редко говорили в духе, может, не стоило высовываться, нет же на руках документов, доказательств. Но я настаивал, что прокуратура во время проверки обязательно что-нибудь раскопает. Дома сначала сказали, мол, "ну что, дописался?!" Потом начали потихоньку удивляться, как можно отчислить за комментарий.

С Навальным, конечно, сравнивали. Мол, он боролся с коррупцией, и я туда же. Хотя я совсем других политических взглядов, можно сказать, левых. Но то, что происходит с ним сейчас, мне кажется, перебор.

- После отчисления стали осторожнее вести себя, в том числе и в соцсетях?

- Если говорить про ситуацию в университете, то после этого уже было нечего комментировать. Последние месяца два-три было не до этого: работа, сессия, переезды. Но, в целом, моя позиция не изменилась: если уверен в своей правоте, почему бы не написать, что думаешь.

В начале февраля выпускник Степан Деркач на видеоконференции в Zoom защитил квалификационную работу об атаках современных террористов на аэропорты. В пример российским операторам приводится система израильского "Бен Гуриона", которая считается одной из самых надежных.

- Если коротко, то речь о том, как устроен так называемый дешевый терроризм. Тема родилась после серии терактов в Европе и случая в Казани, где мужик на "Жигулях" стремился к взлетной полосе. Сейчас адептам достаточно обладать минимальными навыками, быть погруженными в идеологию и получить права. Ну я, по сути, перечислил недостатки систем безопасности. Думал, что начнут "заваливать" представители "Пулково", они были в составе комиссии. В работе коротко упомянул материал "Фонтанки", что оператору проще отправить около 10 млрд рублей дивидендов, чем потратить 380 миллионов на модернизацию системы безопасности с барьерами, КПП, досмотром. Но вопросов не возникло. Это во всех смыслах затратно, так что воспользоваться смогут при строительстве новых аэропортов или глобальной реконструкции прежних. Сейчас проще выплатить по два миллиона родственникам погибших в катастрофе, чем перестраивать целый аэропорт. Так что хорошо, если в авиакомпаниях и компаниях-операторах хотя бы задумаются. В целом, комиссия оценила проект на "отлично" и рекомендовала принять дипломную работу в производство. То есть начать внедрять непосредственно в практике. А мне — пойти в аспирантуру.

- Есть желание продолжать в том же вузе и в том же духе? Предлагали работу в системе безопасности аэропортов?

- В принципе, есть много нюансов, которые остались не раскрыты. Это и проблемы страховых выплат, и система работ и вознаграждения сотрудников. Если идти на работу в аэропорт, то, скорее всего, посадят на интроскоп — рамку-металлоискатель. Работа, безусловно, важная и нужная, но я не для этого получал высшее образование. Так что либо учиться дальше, либо работать в другой сфере. В любом случае, есть время подумать до осени.

Андрей Карлов,
47news