В схеме управления тысячей квартир в Мурино увидели фикцию и уголовное дело. Государство уверено, что десяток миллионов за ЖКХ рискует уйти, куда не нужно. Давно такого не было.

В среду, 2 сентября, экономическая полиция петербургского главка при поддержке СОБР посетила нежилые помещения двух домов по Охтинской аллее в Мурино, а также петербургский офис компании "Ремонтно-эксплуатационная организация "Наш дом".

Мы рассказывали, что по версии Следственного комитета Ленобласти компания "Наш дом" провела попытку захвата управления многоквартирными домами. Выразилось это в том, что сотрудники фирмы подготовили и представили на регистрацию протокол собрания собственников недвижимости, который правоохранительные органы считают фиктивным. После этого у организации появилось право выставлять счета на оплату коммунальных платежей. Возбуждено уголовное дело по статье 170.1 УК РФ, в ней идёт речь о фальсификации единого реестра юридических лиц.

Сама по себе тема борьбы за право управлять домами, особенно новыми и многоквартирными, существует столько же лет, сколько вся рыночная экономика России. Об этом, в разных вариациях, 47news писал и десять лет назад, и три года назад. Более того, если взять любой крупный дом, выяснится, что часть жильцов в нём хочет сменить управляющую организацию, а остальным это индифферентно. Причём сразу после введения в эксплуатацию застройщик, как правило, навязывает услуги своей компании, а после с этим сложно что-либо сделать.

Впрочем, как сообщил 47news председатель Госжилнадзора Ленобласти Олег Ромадов, случай в Мурино является критическим.

"Там какой-то сплошной криминал", - вкратце обрисовал чиновник.

Курирующий Госжилнадзор вице-губернатор Михаил Ильин выслушал вопрос насчёт того, в курсе ли он обысков, но, по традиции, сразу повесил трубку.

Судя по словам Ромадова, давно уже не доходило до того, чтобы компания, претендующая на право собирать платежи с жителей, не оформила это в государственных инстанциях.

"У фирмы "Наш дом" есть лицензия, выданная в Санкт-Петербурге, а в Ленобласти такой нет. С этого места разговор можно не продолжать, потому работать у нас компания не может", - прокомментировал Ромадов.

Также он подчеркнул, что "Наш дом" пытается заключить договор с гражданами не напрямую, а с ТСЖ - товариществом собственников жилья. Для каждого дома создаётся своё.

"Там два проблемных дома. И вот интересно, с Охтинской, 16 к нам приходили и пытались попасть в реестр, а с Охтинской, 14 даже документы не приносили", - добавил он.

Следователи же видят в этом деликатную схему. Согласно их версии, в начале пути подготавливается фиктивный протокол собрания собственников недвижимости о смене способа управления домом. Создаётся ТСЖ, из числа членов которого якобы избираются члены правления. Как правило, первые роли раздаются собственникам квартир, связанных с потенциальной управляющей организацией. Почти сразу же создаются бытовые ситуации, с которыми ТСЖ не может справиться самостоятельно.

Это может быть поломка лифтов, либо чрезмерная захламлённость территории. В этот момент появляется способная организация. С ней ТСЖ и заключает договор. Кстати, мы рассказывали, что зимой в доме № 16 ломались лифты, а в июле в доме № 14 были замечены спортивного вида товарищи, разогнавшие сотрудников коммунальной штаб-квартиры.

Заметим, хитрость тут в том, что не идёт речи о стандартной смене управляющей компании, а ТСЖ как бы нанимает себе подрядчика. Кстати, как подчёркивают нам в экономической полиции, ответственность перед жильцами в данном случае несёт правление ТСЖ. В случае, если, к примеру, "подрядчик" собирает деньги, но не расплачивается с ресурсоснабжающими организациями и копит долги, граждане предъявят претензии к ТСЖ.

По поводу возможности собирать деньги с граждан ТСЖ "Охтинская аллея, 16" Госжилнадзор в феврале этого года выдал предписание о невозможности выставлять счета, и в принципе — осуществлять деятельность по управлению домом. Согласно данным реестра комитета, управление домами осуществляет ООО "Коммуналсервис-Мурино". "Мы доводим до жильцов свою мотивировочную позицию, объясняем, что оплачивать нужно только квитанции, выставленные "Коммуналсервис", - говорит Олег Ромадов.

Описывая масштаб происходящего, в "Коммуналсервис-Мурино" заметили, что суть битвы упирается в следующее: после ввода в эксплуатацию новых домов, а в данном случае они построены ГК "Полис Групп" в 2016-2017 годах, застройщик ставит его на собственную гарантию на пять лет. Понятно, что затраты, по сравнению со старым фондом, несопоставимы, и упираются в уборку и прочее благоустройство.

В двух этих домах в общей сложности 2160 квартир. К примеру, если с каждого жилого помещения брать в месяц по 3-5 тысяч рублей, то на счетах должно появиться около 10 миллионов рублей. Как минимум 2,5 млн рублей могут идти на обслуживание, остальное — на отношения с ресурсоснабжающими организациями. Там сообщили, что по состоянию на сегодня примерно 60% собственников Охтинской аллеи, 16 платят в "Коммуналсервис", 10% - в "Наш дом", а оставшиеся — в никуда.

В "Наш дом" общаться с журналистом 47news особо не захотели. По городскому телефону трубку взял человек, представившийся Сантехником, и пообещавший передать контакты директору Олегу Ступакову. У последнего сотовый телефон в течение дня то включался, то выключался. К слову, на сайте компании нет списка домов, которыми управляет организация. Однако, сказано, что таких — 57 штук в центральных районах Петербурга. Один из них — на Тверской улице, полтора десятка лет назад точно было известно, что там проживала семья Валентины Матвиенко.

Впрочем, как уточнил диспетчер, на балансе "Нашего дома" в нём только электрика. Убеждённых подозрений, что что-то не так с этими домами, пока нет.

В Следственном комитете по поводу всего этого замечают, что в подобных случаях проблемы могут быть долгоиграющего характера. Судя по сложившейся практике, в подобных случаях постепенно прекращаются перечисления ресурсоснабжающим организациям. Организация, взявшая на себя функции управления домами, накапливает долг, но через процедуру банкротства исчезает вместе с деньгами жильцов.

Юлия Гильмшина,
47news