За контракт в 20 млрд по возведению дока для единственного авианосца России взялась прокуратура. Может. за ним и следит Шойгу, но проект реализован на 5%. Пандемия высасывает из казны деньги, а аванс в 2,5 млрд уже поглощён.

Несмотря на пандемию, 31 марта в активную фазу вошла проверка мурманской прокуратурой контракта на “реконструкцию и техническое перевооружение” сухого дока на “35-м судоремонтном заводе” в Мурманске. Проверка начата в январе нынешнего года. Док необходим для ремонта единственного отечественного авианосца "Адмирал Кузнецов". Заказчиком является владелец завода АО “Звёздочка”, входящее в крупнейший государственный судостроительный концерн “Объединенная судостроительная корпорация”, где председатель совета директоров – в прошлом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Подрядчик – петербургское АО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" (И. И. С.).

20200326_g75oog32gf8yk1sjd6yx.jpg Фото: 35srz.ru

Вес контракта - 20 млрд рублей. Он заключён в июле прошлого года. В процессе его исполнения есть, деликатно говоря, проблемы. Как недавно рассказывало наше издание, строительно-монтажные работы по первому этапу реконструкции необходимо было завершить ещё к 28 ноября 2019 года. При этом ход выполнения работ стоит на контроле у министра обороны Сергея Шойгу. Это логично, поскольку "Адмирал Кузнецов" требовал ремонта и до того, как горел в декабре прошлого года, а сегодня и подавно.

photo_2020-04-02_19-06-28.jpg С места производства работ

Как рассказали 47news в судостроительном блоке правительства РФ, первый этап был оценён в 6,5 млрд рублей. Компания “И.С.С.” получила аванс в размере чуть более 2,5 миллиарда рублей, а отчиталась за треть миллиарда. Таким образом, в финансовом разрезе работы выполнены чуть более чем на 5%. Строительно-монтажные работы выполнены от силы на 15%. Если вспомнить, что в декабре прошлого года они должны были быть выполнены на 100%, диспозиция провальная. Её логичным продолжением стала новость об инициировании “ОСК” разрыва контракта.

Как объяснили 47news в прокуратуре Мурманска, для изучения финансово-строительной документации были запрошены данные финансового и строительного контроля. Для этого было привлечено петербургское АО НИИ “Экологического и генерального проектирования”. Компания нанята “Звёздочкой” для финансового контроля исполнения контракта. С материалами также ознакомлены в Минпромторге.

Насколько известно автору, одним из генеральных вопросов к “И.И.С” стало то, что компания уже заключила договоров с субподрядчиками на 10 млрд рублей. По проекту же, цена первого этапа, напомним, составляет 6,5 млрд. При этом в работе подрядчика есть подсказки на аффилированность с дружественными компаниями. Так, высокотехнологичное оборудование для забивки специальных свай арендуется у фирмы “Аема Эко Строй”. По данным СПАРК-Интерфакс, ранее совладельцем компании был 48-летний Глеб Евтушенко. Он же владеет “И.И.С”. И так уж вышло, что, как говорят, стоимость годовой аренды оборудования сопоставима с его стоимостью.

Возникли у прокуратуры вопросы к ещё одному субподрядчику “И.С.С”. Речь про дочернюю компанию “ИИС-Инжиниринг”. С ней заключён договор на выполнение проектно-изыскательских работ. Дочка привлекла для исполнения другую организацию - “Рэмэкс-Энерго”, но в реалиях работы выполняет проектная фирма Союзпроектверфь”. Таким образом, неясна роль двух предыдущих звеньев. Надзор сегодня не исключает, что на каком-то этапе может прозвучать типичная для таких схем оценка “признаки вывода средств”.

По словам собеседников в Минпромторге, проверяется информация о субподрядчиках И.С.С., которые обладают признаками сомнительных. Например, тех, которые по объективным причинам - несколько человек в штате или низкие финансовые показатели - не могут выполнить работы своими силами. Так, для выполнения работ на сумму 580 млн рублей привлечена компания “Стройэлемент Групп” с оборотом 12 млн и штатом из трёх человек. Фирма получила аванс в 90 млн рублей, но к исполнению есть вопросы.

Исходя из логики, привлечение мелких субподрядчиков может повлечь неконтролируемый рост цепочки подрядчиков и удорожание проекта, полагают чиновники. Что касается отчётности, то, по предварительной информации, фактически выполненные подрядчиком работы порой в два раза ниже заявленных к оплате. В то же время, И.С.С. уже допустила задержку зарплаты своим сотрудникам, но смогла её погасить. Речь идёт о периоде январь-февраль. В связи с этим, надзор обратил внимание на выплату зарплаты в целом. Выяснилось, что в июле, когда работы ещё толком не начались, подрядчик уже указал в затратах полную загрузку своего персонала.

В марте же “И.С.С” обратилась к заказчику с письмом-просьбой перевести оплату на сумму около 300 млн напрямую на счёт этой микроорганизации. Ещё один пример просьбы перевести деньги на счёт субподрядчика был на сумму около 350 млн в декабре. Обосновывалось это рисками наложения ареста на счета. Параллельно проверяют, была ли завышена стоимость договоров в общей массе. То же самое касается авансовых платежей.                

По данным 47news, в канву проверки прокуратуры отдельно легли также лизинговые платежи “И.С.С”. По предварительным данным, подрядчик заложил в стоимость работ платежи за технику по лизинговым договорам, заключённым до подписания контракта со “Звёздочкой”. Есть мнение, что объёмы платежей не совпадают с заложенными в сметах. Таким образом, рассматривается версия о том, что средствами с нынешнего контракта закрываются хвосты по предыдущим. Ещё одним вопросом к подрядчику называется количество задействованной техники на месте производства работ. Зафиксированы периоды, когда из трёх десятков единиц задействовалось менее половины. Но в отчёт для заказчика вносились данные о необходимости погашения лизинговых платежей за весь парк техники. 

Проверяющие собираются отдельно изучить закупки “И.С.С.” по линии нерудных материалов. По предварительной информации, есть примеры, когда один и тот же песок закупался по ценам, отличающимся в два раза. Установлено частичное отсутствие документации на закупаемые материалы. Есть претензии и к поставкам деталей: часть оборудования поступает не в заводской сборке, а собирается на объекте. Это, во-первых, приводит к путанице в финансовых расчётах, а во-вторых, противоречит проекту, прошедшему экспертизу.

Директор НИИ “Экологического и генерального проектирования” Денис Петров комментировать ситуацию не стал, сославшись на соглашение о конфиденциальности.. Владелец компании “И.С.С.” Глеб Евтушенко на неоднократные звонки не ответил (на его месте, я бы только и делал, что беседовал по телефону на эту тему). 47news удалось дозвониться даже до замгендиректора “35-го судоремонтного завода” Дмитрия Галимова. Вразумительного комментария у него получить не удалось. Собеседник сослался на то, что деятельность предприятия носит полувоенный характер, и отказался говорить о взаимоотношениях с подрядчиками. Хотя автор и не собирался выведывать секреты, а интересовался всего лишь казенными сверхсуммами, да еще и в то время, когда правительство обязано помогать фантастическому числу бизнесменов, падающих при пандемии.    

В конце напомним, что в случае модернизации дока ремонт "Адмирала Кузнецова" планировали завершить в 2022 году. А перечисленные 47news факты, ну точно, не все.

Виктор Смирнов,
47news

Судостроительный и бизнес-контекст:

Если упрощённо, то реконструкция дока предполагает демонтаж серьёзной стенки-перегородки между большой и малой камерами дока.  Только тогда единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" смогут поставить на ремонт. Свой док у корабля был - плавучий, но он утонул осенью 2018 года в Кольском заливе. Так не стало инфраструктуры для обслуживания участника боевого похода к берегам Сирии. 

Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", АО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" на 60% принадлежат кипрской Voje Investments Limited, а 40% - у одноименного ООО, бенефициаром которого является Глеб Евтушенко. Оборот за 2018 год составил 2,6 млрд рублей, прибыль - 1,8 млрд рублей. Компания углубляла дно к амбициозному порту Усть-Луга в Ленобласти и копала в Барочном бассейне у контейнерного терминала "Петролеспорта". Об “И. И. С.” говорили в разрезе строительства четырёх станций петербургской подземки: "Гавань", "Морской фасад", "Новокрестовская-2" и "Лахта". Создание искусственной земли под станцию "Новокрестовская" у "Зенит Арены" - тоже их услуга. Фирма готовила к чемпионату мира Калининград.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 19 февраля сразу принял к производству иск "Сбербанка" о банкротстве к “И.С.С.” на сумму 925 млн рублей. Причина в длительном неисполнении кредитных обязательств.

В августе 2019 года И.С.С. заподозрили в неграмотной компиляции проекта строительства порта "Приморский УПК". Теперь "Приморский УПК" авторитетного предпринимателя Ильи Трабера хочет получить с организации 336 миллионов рублей в том же суде, что и "Сбербанк". Также в арбитраже И.И.С. спорила с АО "Зенит-Арена". Собственно, по этому делу и имеется судебный акт о наложении ареста на 134,9 миллиона, находящихся на счетах И. И. С.