Депутат Маханёк теперь подозревается в обмане наравне с экс-вице-губернатором Ковалем. Следком уверен в роли каждого в деле о закопанных 21 млн. Ещё две посадки, и сбудется пророчество о "Единой России".
Почётный строитель России, депутат ЗакСа Ленобласти от "Единой России" Елена Маханёк задержана во вторник, 17 декабря, по подозрению мошенничестве в крупном размере. Речь идёт о том же самом уголовном деле, по которому проходит в прошлом вице-губернатор Ленобласти по ЖКХ и ТЭК Олег Коваль. Как сообщает пресс-служба Следственного комитета России, решается вопрос о предъявлении Маханёк обвинения и избрании меры пресечения. То есть думают, отпустить под подписку или, извините, в женскую тюрьму на Арсенальную улицу.
Поскольку фигурант - 60-летняя пенсионерка, вряд ли дойдёт до реальной изоляции. Но точно известно, что доехать до Мойки, где расположен Следком Петербурга, народной избраннице помогали сотрудники регионального управления ФСБ. В заявлении есть режущая официальный стиль формулировка "Олег Коваль вступил в преступный сговор с Еленой Маханёк".
Саму фабулу мы неоднократно описывали со дня задержания Олега Коваля. Следствие полагает, что в 2013 году Коваль, работавший тогда топ-менеджером ОАО "Газпром газораспределение", подписал лукавый договор с близкой ему компанией на строительство двух эксплуатационных баз в Вологодской области. Подрядчиком стало ООО "Межрегионстрой", а им руководил давний знакомый Коваля - Александр Шульга. Тот в свою очередь нанял в субподрядчики две фирмы: ООО "ВПК-Связь" и ООО "ПСГ Блок Монолит". С 2008 по 2010 владельцем последней был сам Коваль, а позже передал акции супруге. Директорство же доверил Елене Маханёк.
Хоть должность она занимала до 2010 года, а событие, ныне трактуемое как преступление, происходило спустя три года, Следком наделил Маханёк ролью "фактического руководителя коммерческой организации". "Коваль, Шульга и Маханёк ввели в заблуждение руководство заказчика относительно намерений своевременно и в полном объеме произвести работы подрядчиком", - сказано в актуальном релизе. Считается, что Шульга готовил липовые акты о приёмке работ, Маханёк — подложные справки об их стоимости, а Коваль "согласно отведенной ему роли в преступлении, обеспечил принятие якобы выполненных указанных работ". Отсюда недалеко до классики - "группа по предварительному сговору", но юридически речи об этом не идёт.
Как известно, Олег Коваль ещё летом, после четырёх месяцев пребывания в следственном изоляторе на Шпалерной, что верно зовется тюрьмой ФСБ, признал вину и выплатил ущерб в 21 миллион рублей. Тогда и возникла перспектива пусть обвинительного, но точно условного приговора. Коваль, скованный государством лишь подпиской о невыезде, стал появляться на более-менее светских мероприятиях. Раз в неделю его видят играющим в волейбол в Академии Платонова на Крестовском острове, куда наведывается вся знать Ленобласти. Замечают его в здании ЗакСа. К примеру, в октябре он приезжал поздравлять с днём рождения председателя Сергея Бебенина. Что показывает лояльность коллег, которую, к чести, они и не скрывают. На более важных событиях, вроде Дня Ленобласти или юбилея губернатора, его не фиксировали. Но последнее, скорее, говорит о такте.
В октябре же стало известно, что наше Управление ФСБ передало материалы уголовного дела по Ковалю в прокуратуру города. Причем не по своей инициативе. Мало кто знает, что Управление собственной безопасности того УФСБ заподозрило нерабочую связь между Ковалем и оперативниками Петроградского райотдела ФСБ, которые и инициировали это уголовное дело.
Так тома перекочевали в экономическое управление СК Санкт-Петербурга. Мы рассказывали, что среди задач Следкома - добавить в обвинение наступательный уклон, что уже даст перспективу реального срока. Включение в список подозреваемых Маханёк ложится в эту канву.
По данным 47news, во вторник, 17 декабря, следователи вызвали, а, скорее, доставили на допрос и самого Олега Коваля, но вечером он уже их временно покинул.
Кстати, о появлении в уголовном деле фамилии Маханёк заговорили сразу же, как оно появилось. Коллеги по парламенту, не стесняясь автора, рассказывали, как и её, и сына Коваля, Никиту, вызывают на допросы. Ещё один из этой тройки, Шульга, тоже давно отпущен под подписку.
Заметим, Олег Коваль, сам того не ведая, своими руками приготовил юридическую лазейку для следователей. В 2016 году, при подготовке списков кандидатов от "Единой России" в ЗакС, он возглавил территориальную группу по Лужскому району. В последний момент снялся, и Маханёк, стоявшая в списке для приличия, неожиданно для себя оказалась на первом месте. Не взять нужное количество голосов было невозможно, ведь за электоральный успех отвечал близкий друг семьи Ковалей, Олег Малащенко. Тогда он занимал пост главы администрации Лужского района, а сегодня секретарь местного ЕдРа и вице-губернатор по сельскому хозяйству. Второй возможный мандат, по одномандатному округу, получил Никита Коваль. Не стань Маханёк депутатом, следствие не признало бы её спецсубъектом и не забрало дело себе.
сайт ЗакСа Ленобласти
Елена Маханёк и Никита Коваль
Как бы ни распорядилась силовая машина свободой Маханёк, её отсутствие или присутствие в парламенте вряд ли заметят избиратели. Сегодня, по чистой случайности, база данных ЗакСа на ремонте, но не ошибёмся, если скажем, что её три года нахождения в статусе депутата не запомнились ничем. В том числе и ей самой.
Сидит (в рабочем смысле) она в первом ряду амфитеатра зала заседаний, рядом с Никитой Ковалем и Владимиром Петровым. Ни разу за всё время не задала публичного вопроса, также с ней лично не связано ни одного законопроекта. Исправно поднимает руки, когда скажут, в том числе если надо подправить пенсионный возраст россиян.
Предположим, что из настоящей радости у нее два внука и три внучки. Это мы к тому, что арестовывать такую бабушку совершенно немилосердно. Хотя ФСБ думает в другом ключе – 48 часов в камере и пожилая женщина готова будет поделиться секретами.
Так уж сложилось, что даже при наихудшем сценарии в ЗакСе Ленобласти не воспримут исключение Елены Маханёк из своей жизни как нечто из ряда вон выходящее. Шоком был арест их товарища, единоросса Сергея Караваева, до сих пор находящегося в "Крестах" по делу о мошенничестве с землёй. Тогда его коллеги замечали, что оступиться может каждый. И недовольно махали на журналиста 47news, предлагавшего изучить, что можно брать с собой в следственный изолятор.
Кстати, с учётом сидящих, сдавших мандат и просто ушедших из фракции, у "Единой России" в ЗакСа сегодня фактически 36 членов, а с учётом всего написанного о Маханёк, это число может сократиться до 35.
- "Единая Россия", с такой скоростью мы можем оказаться к концу срока так, что у нас кворума не будет, - говорил в конце февраля либерал-демократ Дамир Шадаев.
До потери конституционного большинства осталось две посадки.
Юлия Гильмшина,
47news