Японский премьер-министр Синдзо Абэ в своем выступлении на пленарном заседании экономического форума во Владивостоке призвал заключить мирный договор между Японией и Россией, который станет "исторической миссией" двух лидеров.
"Нашими усилиями устойчиво проявляется образ новых партнёрских отношений между Японией и Россией. Тогда следующий шаг – заключение мирного договора, что является нашей исторической миссией <...> Владимир [Путин], давай вдвоем сделаем все, чтобы мы двигались все время вперед, пока не достигнем цели", – приводит "Фонтанка" цитату японского премьера со ссылкой на ТАСС.
По его словам, такой шаг дал бы "безграничные возможности" развития для Токио и Москвы. Свою точку зрения Абэ решил усилить цитатой Федора Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". После этого он изменил часть стихотворения, продолжив: "...в Японию можно только верить". Он заверил Владимира Путина, что Токио – это партнер, которому можно верить.
Президент России, отвечая на предложение о мирном договоре, напомнил об обязательствах японской стороны перед другими странами.
"Есть масса вопросов, связанных с заключением мирного договора <...> Есть вопросы военного, оборонного характера, вопросы безопасности, и здесь мы должны учитывать и позицию третьих стран, и обязательства Японии перед третьими странами, в том числе перед Соединенными Штатами", – цитирует Путина ТАСС.
По словам Владимира Путина, у Москвы и Токио есть желание заключить договор. Президент заверил, что страны продолжат двигаться "в направлении полноценного урегулирования отношений".
У России и Японии отсутствует мирный договор по окончании Второй мировой войны. Условием его заключения Токио поставил возвращение островов Южно-Курильской гряды – Кунашира, Шикотана, Итурупа и Хабомаи. При этом Токио ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы заключается в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит, отмечает издание.