Чтобы президент пообещал разобраться с летающей землёй Ленобласти, 47news правильно оделся и поставил сумку на нужную точку. Журналист передает свой опыт.

Если Санкт-Петербург – родина президента, Москва – город его трудовых будней, то Сочи – место его славы. Здесь гордятся этим человеком так, будто он является частью их истории. Новую половину города отстроили прямиком к Олимпиаде-2014, а добавили к FIFA-2018. Эти объекты используют и для Ночной хоккейной лиги, финал которой прошёл 10 мая. Так что у Владимира Путина теперь нет шансов не висеть по всему периметру спортивных объектов. Выглядывает он с автобусных остановок, с плакатов, то в шлеме, то с клюшкой, то просто призывая прийти на давно прошедшие турниры.

В четверг, 16 мая, его ждали на медиафоруме "Общероссийского народного фронта". Раньше это мероприятие проходило в Северной столице, но, следуя за графиком нацлидера, общественная организация собрала 350 представителей СМИ в Сочи. Считается, что ОНФ помогает независимым изданиям, и для приглашения на форум нужно было поучаствовать в конкурсе.

Место под названием "Ледяной куб", где в другое время года кидают шайбу, переоборудовали под большой конференц-зал. Намечалось что-то наподобие большой пресс-конференции. Бытует мнение, что вступить в диалог с гарантом на таком мероприятии – дело случая. Но раскроем пару лайфхаков: всё дело в подготовке к маневру.

Итак, как объяснили более опытные товарищи, Путин, как правило, позволяет выступать тем, кто сидит примерно вровень с ним и по левую руку от него. Откуда это у человека, широта страны которого позволяет вертеться в любом направлении, не знаю, но с наблюдениями не поспоришь.

Так что единственной задачей любого пронырливого журналиста было занять чёткое место. На подступе к реализации этой задачи у некоторых встала Федеральная служба охраны, и восьмерым лауреатам, прилетевшим в Сочи специально, не выдали аккредитацию. Без объяснения причин. Так случилось с нашей коллегой из правительственного издания Online47 Евгенией Дылевой, по непонятным причинам признанной неблагонадёжной.

Тем, кто хочет быть поближе, и выглядеть надо получше. Суровая правда жизни, но встречают на таких мероприятиях по одежде. Имеется в виду не брендовость, а соответствие. Пока стояли в очереди на вход, журналисты государственного канала вспоминали, как год назад организаторы пригласили их сотрудницу создать фон и "посидеть рядом с Путиным". "На ней было платье в цветочек. Ей сказали: ты долбанулась что ли? И выгнали на последний ряд", - рассказывали они, уточняя, что теперь всей командой на любые мероприятия ходят в однотонном.

Плюс обувь. Со школьных времён известно, что колготки перестают быть предметом женского гардероба с момента, когда термометр достигает отметки 20 градусов. Это правило действует на свадьбах, похоронах и выпускных вечерах. Но не при президенте. Столько дам, натянувших в 25-градусную жару чулочные изделия, дополнив образ туфлями вместо босоножек, вряд ли можно встретить где-то ещё. А всё потому, что тут другая директива: закрытые ноги – тебя можно посадить на первый ряд.

Привезли всех на встречу за два часа до планируемого старта. Молодые приветливые фсо-шники оградили в импровизированном холле два входа в зал, выставив таблички "проход начнётся в 12:30". И некоторых, видимо, особо политически устойчивых, выдёргивали заранее и в сопровождении организаторов провожали внутрь. Видимо, снова "сидеть рядом". Когда кто-то из собравшейся полутысячи людей пытался повторить манёвр, на месте пустоты возникало тело.

Но эти проходы туда-сюда дали понять важную вещь. Занимать место нужно на этом этапе. Хоть переговоры с парнями из ФСО ничего не дают, но, примелькавшись к ним за час-полтора ожидания, можно не упустить те самые важные полминуты, когда есть шанс вбежать в зал раньше других. От порога до входа надо именно бежать, потому что умных много, а Путин один.

Ворвавшись в помещение, я осознала, что первые два ряда практически заняты теми самыми, со связями и без цветочков, а где намечается левая сторона, и вовсе загадка. Соответствующие духу и внешнему виду граждане были и с этой стороны, и с той, потому действовать пришлось по-женски, по-военному. Не разбирая, будто речь шла не о пресс-конференции, а о бесплатной раздаче духов, сумка была закинута на первое попавшееся пустое место на втором ряду. Оно явно было неудачным, сбоку, и концепция рушилась на глазах. Пока обходила ряд, заметила ещё одно, почти у прохода. "Свободно? Это моё!" - крикнула я жадно на ошарашенного человека так, будто тут уже раздавали в мужья олигархов.

- Там бы вы были между двумя мужчинами, - грустно почти простонала новоприобретённая соседка.

- И что? – почти гаркнула я.

- Для картинки так же лучше, - удивилась она.

При взгляде на дающую советы всё встало на свои места очень быстро: у женщины тоже был белый верх и светлые волосы. Хотелось сказать что-то циничное, но вышло только "это второй ряд и точка". Оказалось, здесь было что-то вроде квоты для ОНФ, но поднять меня не смог бы уже и кран.

1R4A3170.jpg ОНФ
"это второй ряд и точка"

Теория полностью оправдала себя, ведь Владимир Путин, опоздавший всего на полтора часа, действительно сидел немного повёрнутым влево, а смотрел вперёд. Так что примелькаться можно было и ему.

В ОНФ решили поменять формат. Хоть президент, плюхнувшись в кресло, спустя две минуты и сообщил, что готов услышать вопросы, ему объяснили, что формат встречи теперь новый. Предполагал он вывод на экраны телесюжетов, краткий рассказ о затронутой проблеме автора и экспертное мнение представителя ОНФ. Для объяснения фатальности такого подхода лишь скажу, что одной из выступающих была ведущая программы "Жить здорово" Елена Малышева, а одним из ведущих – писатель Захар Прилепин. Говорили они обстоятельно, со знанием дела, с каждой секундой напрягая те сотни присутствующих, у кого, в отличие от них, не так много возможностей выступать по делу перед такой аудиторией. С экранов же и вовсе в основном шли ролики региональных пунктов телеканала "Россия".

Фото: пресс-служба Кремля

Скукой веяло настолько, что возмущение перекрывало все правила приличия. Когда коллега, кажется, с телеканала Рязани, рассказывала, как у них исчезла детская площадка, а Путин сказал что-то вроде "ничего себе", я крикнула прямо в его сторону: "И не такое бывает!". Показалось, Путин в очередной раз кинул свой взор.

Только через два часа мучительного просмотра видео обладатель микрофона, ведущий программы "Честный детектив" Эдуард Петров объявил, что стоит поговорить об исчезновении лесов и, "возможно, у ребят в зале есть, что сказать по этому поводу". Не знаю насчёт леса, а вот об исчезающей земле в Ленинградской области 47news пишет больше двух лет.

Настало время страдать главному.

- Вопрос из ваших родных мест, Ленинградской области. В юности Вы ездили в Токсово, Всеволожский район, на спортивную базу. С тех пор как Вы перестали у нас бывать, земля научилась летать. Дело в том, что умные люди придумали и поняли, как реализовать схему, когда можно земельный участок советского пая взять, например, если он от Всеволожска и перерисовать в другой населенный пункт. Например, в Токсово. Либо, если человек живет в том же Всеволожске, а хочет жить на территории Ладожского озера, он может взять и переселить свой участок. Земля у нас летает - выпалила я.

- Я первый раз такое слышу. То есть можно переадресовать как бы? – Путин был искренне удивлён и даже сжал микрофон двумя руками.

- Да, вы абсолютно верно понимаете. К сожалению, тема довольно сложная, - тут у меня в голове возникла мысль, что нельзя так резко вываливать не неподготовленного человека столько всего нарушающего. Отступать тоже было некуда, тем более, собеседник всё стремительно понял.

- А чего из Всеволожска, из Токсово переезжать в другое место… Я, чтобы всем было понятно, мы на одном языке говорим, это курортное место в Ленинградской области, - тут он немного заулыбался, но радость эта была с долей напряжения. Возможно, в голове возникла картина, как та самая его родная спортбаза, будто в сказке, улетает со всем инвентарем из Токсово в какой-то там Всеволожск.

- Именно так, Владимир Владимирович.

- И-и-и что? Зачем оттуда переселять землю? – фразу он произнёс медленно, как бы раздумывая, что в своей стране ему подвластно не все.

- Например, расследовали мы случай, когда человек построил магазин крупный, вложил 500 миллионов рублей, магазин у него теоретически должен был располагаться во Всеволожске. Он купил этот участок. Когда он достроил магазин, выяснилось, что земля должна находиться в Щеглово. Это на полтора километра ниже. Вот такие вот махинации. Это очень интересная и очень важная, как мне кажется, история.

- Не знаю… Есть, видимо, какие-то лазейки в законодательстве?

- Есть лазейки в законодательстве, в Росреестре…,  - кажется, объяснять уже было и не надо. Он и так всё понял.

- Я обязательно помечу для себя, поразбираюсь с этим. То есть у него земля была в одном населённом пункте, а он магазин построил в одном населенном пункте, а она, условно говоря, оказалась в другом? – переспросил президент, но уже как бы на всякий случай.

- Да, и она улетела. Земля летает у нас, - то была точка, на которой я настаивала.

- Чушь какая-то… Над законом думают сотни и тысячи, а как их обойти - миллионы. Вторая часть, конечно, имеет преимущество. Я посмотрю на это.

- Я могу подробнее рассказать, - предложила я на всякий случай помощь. Всё-таки, в своё время я тоже считала подобного рода информацию чушью.  

- Да, хорошо, расскажете поподробнее, интересно, - по взгляду было понятно, что ему действительно интересно, и что он действительно послушает.

Фото: скриншот видеозаписи встречи

Вторым пунктом я хотела рассказать, что земля в Ленобласти не только летает, но ещё и испаряется. Доказали же мы, что с 2014 по 2016 год тот же Всеволожский район потерял 552 Га земли, что равно трём государствам Монако. Но микрофон унесли. Видимо, на сегодня и этого было прилично.

Видео: Фрагмент трансляции телеканала "Россия 24"

За последующие полтора часа вопросов из зала Путин услышал ещё много того, что вряд ли вписывалось в правила прямого эфира. И о том, что в Крыму хоть и есть мост, но продовольственная блокада там настолько сурова, что клубника стоит по 600 рублей за кило. И что федеральные целевые показатели по здравоохранению в Севастополе не исполняются, и о противостоянии защитников и противников строительства храма в Екатеринбурге, и о мусорных митингах в Архангельске. На что-то у него был шаблонный ответ, кое-чему он искренне удивлялся.

Под конец гарант выглядел довольным и светящимся.

"Мне надо заканчивать. Не сердитесь, пожалуйста. Я хочу вас поблагодарить за такой боевой внутренний настрой на совместную работу. Понятно, что то, что вы делаете, далеко не всем нравится. Не нужно на это рассчитывать".

Юлия Гильмшина,
47news