В парламенте Ленобласти готовят план на случай новых арестов. Неприятного Караваева здесь запомнили, но мандат не заберут. Если дело так пойдёт, кворум "Единой России" в опасности.
- Скоро работать из-за этих арестов будет некому, - с таким вздохом вошёл во вторник, 26 февраля, в зал заседаний Законодательного Собрания депутат Олег Зеваков. Всё потому, что журналист 47news, поймав его в лифте, спросил, не приходила ли к нему ФСБ. На прошлой неделе госбезопасность дошла до дома Сергея Караваева и с тех пор он в "Крестах".
Либерал-демократ Дамир Шадаев пристал к лидеру фракции "Единая Россия" Олегу Петрову, не собирается ли тот исправить положение так, чтобы их товарищ либо приходил на Суворовский,67, либо уступил место кому-нибудь другому.
- Арест не повод для прогулов. Давай-давай, отстраняй его! - кричал парламентарий.
Сам он радует это здание примерно раз в полгода.
- Может, он добровольно уйдёт, - лишь выдвинул идею Олег Петров, глядя на коллег по фракции. Юрий Терентьев сжал стол руками, будто боялся утонуть, а Ильдар Гилязов смотрел вопросительно.
- Самое главное, все понимают, что могут оказаться на его месте, - объяснял Шадаев Зевакову. Тот взял газету и с деловым видом вчитывался в неё.
В среду, 27 февраля, автор этих строк решил провести экспресс-опрос народных избранников о судьбе товарища. Но наткнулся на эмоции. Например, сосед Караваева по рабочему столу, всеволожский Александр Матвеев, на вопрос, навещал ли он уже Караваева, ответил так:
- Я что, отчитываться перед тобой должен? - Матвеев как раз брал в буфете яйцо под майонезом, кофе и пирожок с капустой.
- У Серёжи-то теперь другой завтрак. Может, отправите ему передачку, сейчас можно прямо с сайта ФСИН? – обратился журналист к депутату Терентьву как к более приятному собеседнику.
Тот мялся в том плане, что "если нужно, то он конечно, но вообще не хотелось бы влезать".
- Вы-то чего на суд не пришли? Вы же за права человека. Караваев вам что, не человек? – это уже был вопрос к омбудсмену Сергею Шабанову, стоявшему в очереди за кофе.
Ошарашенные глаза не требовали слов.
- Лично вы в курсе, что с собой нужно брать в изолятор? – спросил корреспондент 47news эсера Валерию Коваленко, стоявшую рядом. У неё оказались знакомые правозащитники, да и она сама много бывала в тюрьмах в качестве психолога. Это с её слов. "Сегодня как при Сталине - должна быть сумочка готова. А то сунешься, и не возьмёшь нужное. Но список я знаю", - обнадёжила хотя бы она.
- Саяд Исбарович, что вы будете делать на месте Караваева? – это директор Леноблводоканала Саяд Алиев невовремя зашёл в лифт.
- А что, меня уже туда назначают? – не понял он, но коллеги объяснили, о чём это. – Ой, не знаю, - мигом выскочил он из замкнутого пространства.
- Ничего там делать не нужно. Лежать и всё, - пытался быть более подкованным виллозский Андрей Шаронов, юрист по образованию.
- Вы уже придумали, что будете делать в "Крестах"? – спросил журналист у тосненского Арчила Лобжанидзе, стоящего возле своего кресла - как раз на следующем ряду, где недавно сидел Караваев.
- Не знаю и знать не хочу. Да ну вас, - даже обиделся респондент.
- Так уберёте из депутатов Караваева-то? – спросил журналист 47news Олега Петрова. Казалось, со вчерашнего дня компания никуда не уходила, и те же были там же.
- Мы за избирателей решать не можем, а по закону лишить полномочий могут только они, - сообщил Олег Петров.
Избирателям должно быть приятно.
- Раз уголовное дело в отношении него возбуждено, надо лишать полномочий, - вступил в диалог рощинский Ильдар Гилязов.
- Видите, ваши старшие выборгские товарищи считают так, - кивнул журналист в адрес Гилязова, а тот даже улыбнулся - кажется, впервые.
- Раз говорят, значит, надо, - быстро согласился Олег Петров.
В начале самого заседания либерал-демократ Дамир Шадаев выступил с речью, которая сводилась к тому, что ему очень нужно обсудить с коллегами ситуацию с Сергеем Караваевым:
"Впервые человека заперли в клетку. В нашем зале сидел человек, наш партнёр, и его обвиняют в совершении нового преступления – говорят, он может скрыться от правосудия. Вот сенатора Арашукова арестовывали прямо в зале заседания".
Спикер Сергей Бебенин прервал этот поток и, ссылаясь на регламент, отослал депутата в раздел "Разное", то есть часа на четыре вперёд.
Обычно народные избранники, приходящие на заседание раз в месяц, так заняты, что являются только к началу, а к обеду расходятся по делам. Тут остались почти все, кроме сына арестованного вице-губернатора по ЖКХ Олега Коваля, Никиты Коваля. Он отсидел свои полчаса и скрылся.
К 15 часам Дамиру Шадаеву дали слово, и он его взял. Вышел на трибуну - да так, что защёлкали затворы камер (в смысле, фото и видео). Всё же в зале сидела одна из его дочерей Арина.
Вначале Шадаев признал, что близко не был знаком с Караваевым, но его судьба ему небезразлична, ведь "коллега оказался в неоднозначной ситуации".
- Как так получается, что с нами сидел рядом коллега, которого правоохранительные органы запирают в камеру? Он же работать не будет. А у нас, как писал 47news, (в этот момент Шадаев помахал автору рукой) уже трёх депутатов нет. "Единая Россия", с такой скоростью мы можем оказаться к концу срока так, что у нас кворума не будет. Я за это переживаю, понимаете? К чему я клоню - у нас же эти (отсутствующие – ред.) депутаты выбираются по одномандатным округам. Получается, жители области, высказывая доверие, что-то не видят. Может быть, предусмотреть более серьёзный подход к выборам и выбираться по партийным спискам и уходить от системы округов?
Под конец выступления он напомнил, что лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский – "чистый и честный человек, к нему за 25 лет работы в политике никаких вопросов".
Слова про отсутствие кворума встретили хлопками в ладоши.
- Я как секретарь "Единой России" очень благодарен, что вы за нас переживаете, - без тени сарказма сообщил Сергей Бебенин.
А вот Алексея Ломова произнесённое вслух обидело. Вообще, если кого и должны в этом зале винить в позоре, навлеченном арестом Караваева, так это самого Ломова, ведь всем известно, что благодаря его политтехнологической помощи тот и стал депутатом. Периодически Ломов склонялся над пустым местом, оставшимся от Караваева, и общался с Александром Матвеевым.
Валентин Илюшин
Алексей Ломов (спиной) и Александр Матвеев
Поскольку Ломов никогда не блистал мудрыми мыслями, единственное, чем он попытался уколоть Шадаева, было воспоминание о соратнике Жириновского по имени Миша Монастырский. Считался одним из лидеров Тамбовской ОПГ, но давно убит. Также Ломов прочитал с планшета, что в предыдущем созыве пятеро депутатов Госдумы от ЛДПР оказались преступниками, а единороссов таковых там было четверо. Льющееся злорадство звучало настолько нелепым, что Бебенин отключил микрофон Ломова.
По традиции говорить то, о чём все стесняются, депутат Владимир Петров обнародовал мысли многих в этом зале. Сообщил, что подобное случилось впервые за всё время существования парламента, но не факт, что последнее.
- Алиев ходит на допросы, эти двое (махнул рукой направо, где отсутствовали Никита Коваль и Елена Маханёк) точно ходят на допросы. Караваев не очень приятен мне как личность, часто лез с нелепыми вопросами, и мне с ним неприятно было даже сидеть. Но на будущее мы должны определиться. Мы орган власти и стоим за своих - или сдаём? Мы помогаем, передачки носим или письма отсылаем? Никак не реагировать - это страусиная позиция, а что торчит у страуса, знают все, - сообщил он.
Спикер Бебенин отреагировал на это сдержанным смехом.
- У каждого было право, когда всё это начиналось, оформить поручительство на Караваева. Те, кто хотел это сделать - сделал, и не в отношении Караваева, - вспомнил Бебенин, видимо, о своём личном поручительстве Олегу Ковалю. И добавил мнение, - если уголовное преступление наличествует, то оно будет доказано.
Депутат Шаронов, тот самый, знающий, что в "Крестах" надо лежать, а не сидеть, сообщил, что он хотел бы рассмотреть вопрос об аресте Караваева на комиссии по депутатской этике.
- Мы не должны быть безучастны. Из публикаций в СМИ делаю вывод, что его арест не слишком обоснован, - высказался он.
На этом месте снова заулыбался Бебенин.
- Комиссию вы провести можете. Мне только непонятно, кто вам докладывать на ней будет?
Юлия Гильмшина,
47news