Выборгского главу администрации Геннадия Орлова довели до снижения автобусных тарифов. Такой вот второй раунд войны с областными. Только Александр Петров здесь настолько #нехозяин, что, ударяя пером по бизнесу перевозчиков, попадёшь в него.

В ближайшее время глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов пойдёт на беспрецедентный шаг — внесёт изменения в собственное постановление и тем самым сократит прибыль своих. До этого его довела война с перевозчиками, начатая областным правительством в лице замначальника управления по транспорту МихаилаПрисяжнюка.

Первым боем, напомним, стала территория Светогорска. Там монополистом является компания "Светогорское ЖКХ" (СЖКХ), которой владеет местный депутат Сергей Исаев. Полторы недели назад внезапная проверка на дороге привела к тому, что половина автобусного парка была отправлена на штрафстоянку. Далее последовали обвинения в адрес Присяжнюка в попытке передела рынка, отказ СЖКХ от обслуживания маршрута № 810 между Светогорском и Санкт-Петербургом , и, как результат — выход нового перевозчика "Питеравто"

Заявляя о поединке, с Суворовского, 67 сразу предупредили, что их не устраивает тариф, установленный для автобусных перевозчиков в Выборгском районе. Согласно постановлению Орлова от 28 октября 2016 года, он составляет 4 рубля за километр. Представители автобусных компаний в объяснениях кивали именно на этот документ, замечая, что хитрая формулировка не даёт права уходить вбок.

- Геннадий Орлов пообещал подготовить письмо на имя председателя комитета по тарифам Артура Кийски. Скорей всего, речь пойдёт об изменении фразы с "установить тариф в размере 4 рублей" на "установить предельный тариф в размере 4 рублей". Грамотные в маркетинге и социально ответственные перевозчики получат право дифференцировать тарифы на пригородных маршрутах. К примеру, по принципу "дальше едешь — дешевле километр", в других районах подобный подход применяется много лет, - рассказал 47news Михаил Присяжнюк.

По его словам, в связи с тем, что определение стоимости проезда в автобусах, курсирующих по пригородному сообщению района, находится в компетенции местных властей, региональные чиновники могут только давать рекомендации. Впрочем, Присяжнюк не преминул напомнить, что средневзвешенный тариф на пригородных маршрутах Ленобласти составляет чуть выше 3 рублей за километр. К примеру, в Тосненском и Бокситогорском районах аналогичные цифры составляют 3 рубля за километр, в Тихвинском — от 2,1 до 2,6 рубля за километр, в Лодейнопольском — от 2 до 3 за километр.

Формула "4 рубля умножить на км" в Выборгском районе выполняется и, формально, перевозчик прав, но, добавляет Присяжнюк, по сути, это похоже на издевательство. К примеру, расстояние от Выборга до посёлка Кондратьево, а это 42 километра, можно проехать за 168 рублей (ООО "Комфорт"). Билет от Выборга до посёлка Барышево, а это 62 километра, обойдётся в 248 рублей, а от Выборга до Рощино, а это 101 километр — 402 рубля (ООО "Виплайн").

Самые дорогие билеты в Выборгском районе не только на приграничном расстоянии, но и внутри самого города Выборг — 30 рублей. К примеру, проехать на общественном транспорте от одной части Лодейного Поля до другой стоит 22 рубля, Тихвина — 23 рубля, Гатчины — 25 рублей, Всеволожска — 25 рублей, Волхова — 28 рублей. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что по Выборгу ходят большие вместительные машины, рейсы с 6 утра до 23 вечера, такое удовольствие доступно далеко не для всех районных центров.

Кстати, такое положение дел не противоречит законодательству, ведь в регионе нет нормативного акта, устанавливающего максимальную планку тарифов. Сам же он рассчитывается исходя из экономической обоснованности, на основе данных анализа рынка, нормативов, индексов и баланса перевозчика.

В случае если Геннадий Орлов всё же заставит компании-перевозчики снизить тарифы, не исключено, что сам он при этом будет не очень доволен. 47news неоднократно писал о том, что выборгские не пускают на свою территорию чужаков, и это была бы новость, если бы с транспортным бизнесом случилось иначе.

На сайте администрации Выборгского района можно ознакомиться с реестром маршрутов регулярных перевозок как пригородного сообщения, так и города Выборг. Из прилагаемых таблиц выходит, что в списке 13 городских и 31 пригородный рейс.

При этом все выборгские автобусы — у ООО "Виплайн", так же эта фирма обслуживает пять районных рейсов. У ООО "Комфорт" - девять направлений, у ООО "Северо-Западные линии плюс" - семь, у "Муниципальная транспортная компания "Перевозчик" - семь, у СЖКХ — два, у ИП "Газиев" - один.

Со стороны, конечно, виднеется конкуренция, но, судя по данным информационной системы "СПАРК", всё иначе.

Так, ООО "Комфорт" расположено на улице Промышленная, 9 города Выборга. Основу парка составляют автобусы Scania и МАЗ. Система выдаёт информацию о четырёх штрафах за нарушение ПДД. Это не помешало в 2015 году получить чистую прибыль в размере порядка 8 миллионов рублей.

Любопытно, впрочем, не это, а то, что компания на 100% принадлежит 48-летнему Дмитрию Никулину. Обывателю он может показаться интересным в связи с тем, что до 2008 года был директором и миноритарным владельцем охранного предприятия "Приоритет". Полтора года назад это название компании наделало много шума в Светогорске в связи с подозрениями в вымогательствах.

Никулина можно назвать пусть и не ближайшим, но бизнес-партнёром самого известного муниципального депутата Ленобласти, авторитетного бизнесмена, отца первого российского гонщика "Формулы-1" Александра Петрова. Мы бы с удовольствием назвали его хозяином Выборга, но ему это не нравится

Вместе они владеют выборгской медиагруппой "Наш город", занимающейся радиовещанием, и ООО "МедиаСервис", специализирующейся на телевещании. У Александра Петрова, его давнего товарища Юрия Паймуллина и известного в городе юриста Натальи Беликовой в обеих организациях по 15,33% акций, у Дмитрия Никулина — 30%.

Также они компаньоны по ООО "Теплоэнерго-Инвест", которое занимается монтажом отопительных систем и успело оказать за последних четыре года услуг на 62 миллиона рублей выборгским бюджетным учреждениям. Здесь доля Петрова составляет 22,5%, а Дмитрия Никулина - 52,5%.

Делят они прибыль и на статусном проекте - ООО "Чемпион". Он зарегистрирован как ресторан, но всем в городе известен как бар, причём местные любят шутить, что открыт он в честь гонщика Виталия Петрова. Это предприятие разделено в равных долях на четверых – Петрова, Паймуллина, Беликовой и Никулина.

По тому же адресу, что "Комфорт", располагается и ООО "Виплайн". Недавно перевозчик прославился тем, что высадил ребёнка из-за отсутствия сдачи, но, в целом, бизнес можно считать успешным — в 2015 году чистая прибыль составила 12,1 миллиона рублей.

Сейчас фирма на 100% принадлежит 38-летнему Сергею Карасёву, однако так стало только с июля 2016 года. По данным на 1 октября 2015 года, компанией владел лично Александр Петров. Карасёв, как и Никулин, недалеко ушёл от выборгской элиты. Компаньоном Карасёва по сельхозкооперативу "Заветное" является Дмитрий Кошелёв — действующий гендиректор того самого "Приоритета" и гостиницы "Дружба" (один из самых известных активов Александра Петрова).

Те, кто звонят в бар "Чемпион" забронировать столик, должны иметь в виду, что случайно могут попасть в "Виплайн", ведь у них до сих пор зарегистрирован один и тот же номер телефона.

Ещё один районный перевозчик, ООО "Северо-Западные линии плюс" (в его парке в основном Yutong и "Нефаз"), на первый взгляд, никак не относится к районному истеблишменту. Однако это только до тех пор, пока не посмотришь на бизнес владельца и гендиректора Андрея Прохорова. Помимо прочего, он руководит автобусной компанией "Найстен айдин лиикенне". По совершенной случайности, фирма расположена по тому же адресу, что и бар "Чемпион".

О том, что владелец СЖКХ Сергей Исаев исторически относится к выборгской элите, мы писали много раз. Если кратко, напомним, что близок настолько, что, в своё время, именно он стал владельцем "Управляющей компании по ЖКХ Выборгского района".

Итого: 36 из 44 пригородных автобусных маршрутов Выборгского района так или иначе аффилированы с выборгской элитой.

С учётом того, что все в районе успели заметить, что глава администрации Орлов настолько давно, практически с детства, дружит с муниципальным депутатом Петровым, выпуск нового постановления о тарифах станет поступком.

Юлия Гильмшина,
47news