Из компании миллиардера Молчанова вышел слух про скоростной трамвай до Всеволожска. Говорят, на него ЛСР даст 4 миллиарда. Эксперты отмечают - конкретики нет. Но миф о метро в Кудрово сделал его лидером новостроек.

В Ленобласти вновь заговорили о строительстве легкорельсового трамвая (ЛРТ). Как  14 октября сообщила газета "КоммерсантЪ", строительная группа ЛСР, принадлежащая миллиардеру Андрею Молчанову, изъявила намерение расширить свой проект реконструкции участка трамвайной сети Петербурга и протянуть линию ЛРТ до южной части Всеволожска. По данным издания, протяженность линии может составить 7-8 километров, а её стоимость — до 4-х миллиардов рублей.

Намерение одного из самых успешных застройщиков Петербурга вложиться в непрофильный бизнес не кажется странным. В конце 2014 года стало известно о намерении ЛСР построить во Всеволожске  новый жилой квартал на 36 тысяч жителей на бывшем Ржевском аэродроме. Инвестиции оценивались почти в миллиард долларов по докризисному курсу — порядка 30-и миллиардов рублей. Правда, в 2016 году застройщик сообщил, что проект по застройке Ржевского аэродрома пока отложен.

Зато в начале этого года стало известно об участии ЛСР  в проекте первого частного трамвая в Красногвардейском районе Петербурга. Вот к этой реконструируемой сети протяжённостью около 14-и километров и планируется  присоединить линию ЛРТ до Всеволожска.

Отметим, что это уже как минимум четвертый обсуждаемый проект ЛРТ на территории Ленобласти. В 2013 году витала идея строительства линии легкорельса от  Балтийского вокзала до Гатчины (как вариант — от Гатчины до аэропорта Пулково). Год спустя стали говорить о необходимости соединить легкорельсом Всеволожск и Кудрово. Мол, в последнем скоро появится станция метро и благодаря скоростному трамваю ей смогут удобно пользоваться всеволожцы.

Впрочем, сама кудровская станция, которую в правительстве хотели открыть к 2020 году, рискует остаться мифом. В прошлом году стоимость её строительства оценили в 80 миллиардов рублей. Таких бюджетных денег в современных экономических реалиях не предвидится, а перспектива появления  кудровского метро перемещается по меньшей мере куда-то к 2025-му году.

Еще один проект ЛРТ "Петербург-Сертолово", стоимостью порядка 9-и миллиардов рублей в докризисных ценах, также анонсировался в 2014 году. В начале прошлого года сообщалось о готовности китайских и южно-корейских инвесторов вложить около 600 миллионов рублей в его первый этап, а запуск линии планировался на 2023 год. Но в ноябре и этот вариант отложили на неопределенный срок. То есть, скорее, навсегда.

Мнения специалистов не позволяют сделать однозначных выводов о том, появится ли наконец областной легкорельс или в пограничном с Европой регионе все эти проекты так и останутся где-то в разделе научной фантастики.

Так, руководитель "Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Кирилл Поляков сообщил корреспонденту 47news, что не видит возможности реализации таких масштабных проектов без участия государства. "Варианты строительства линии ЛРТ до Всеволожска в разных трассировках давно имеются в правительстве региона. Но ни в бюджет, ни в программы финансирования развития транспортной сети на ближайшие годы легкорельс не включен. Это факт. А комментировать информацию из СМИ я не буду",- сообщил он.

По словам эксперта межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимира Валдина, идея проекта хорошая, но пока совсем абстрактная. "Очень трудно сказать что-то конкретное, ведь нет информации ни по трассировке маршрута, ни по расчетной стоимости цены будущего билета. В Европе стоимость строительства километра такой линии обходится примерно в 10 миллионов долларов (то есть 700 миллионов рублей — ред.). В условиях больших пустых пространств Ленобласти цена может быть ниже. Скажем 8 миллионов (560 миллионов рублей — ред.), ну а весь проект можно оценить примерно в 4 миллиарда рублей. Сумма для ЛСР посильная, с учетом предстоящей застройки Ржевского аэродрома",- полагает он.

Впрочем, некоторые эксперты говорят, что реальная стоимость проекта будет намного выше. В основном за счет стоимости выкупа земель и выноса различных инженерных сетей по маршруту линии.

"Важная часть рентабельности проекта — его доступность для населения. Для этого легкорельс должен иметь глубокое проникновение в улично-дорожную сеть Всеволожска и покрыть как минимум 40% территории всеволожской агломерации. Стоимость же такого проекта может достигать 15-и миллиардов рублей. Ленинградская область не сможет выделить недостающие 10-11 миллиардов из своего бюджета, а вопрос возможности федеральных субсидий сейчас достаточно спорный. Кстати, цена реконструкции Дороги Жизни с выделением отдельной полосы до транспорта всего 1,5 миллиарда рублей",- отметил собеседник журналиста в правительстве Ленинградской области.

В одном все собеседники корреспондента 47news сходятся во мнении — распространение информации о строительстве всеволожской линии ЛРТ способно повысить привлекательность нового жилья в этом районе и даже отразиться на росте стоимости квадратного метра. Кстати, так обстояло дело с Кудрово, ставшим одним из самых популярных у покупателей жилья эконом-класса не без помощи мифа о появлении в нем станции метро. Сейчас на этот поселок приходится  четверть всего проданного в Ленобласти жилья.

В пресс-службе "Группы ЛСР" были невероятно лакончины: "проект на уровне обсуждений, говорить о какой-либо конкретике пока рано",- сообщили там.

Это мы поняли.

Артем Шалякин,
47news