Один из трёх пилотных проектов запуска легкорельсового трамвая коснётся Всеволожского района Ленобласти — он свяжет Санкт-Петербург и город Сертолово. В новом виде транспорта видят замену железной дороге и автомобилям. Руководитель Дирекции по транспортному развитию Кирилл Поляков видит связь с Европой.

Федеральный уровень зафиксировал планы по строительству в Ленинградской области линий легкорельсовых трамваев. Во вторник, 1 апреля, на заседании координационного совета было рассказано о том, что обещания по поводу появления в регионе первого скоростного трамвая обрели реальные сроки.

Руководитель Дирекции по транспортному развитию субъектов Кирилл Поляков рассказал, что советом определены три пилотных проекта развития легкорельсового трамвая. Из них один напрямую касается Ленобласти — это "Санкт-Петербург - Сертолово" (примерная стоимость 8,8 миллиардов рублей). Два остальных целиком пройдут через город: "Пулково — Купчино" (будет строиться в две очереди: "Пулково — Звездная" и "Звездная — Купчино", общая стоимость проекта будет около 8,8 миллиардов рублей), "Колпино - Рыбацкое" (стоимостью в 6,5 миллиардов рублей).

Считается, что легкорельсовый трамвай позволит упорядочить пассажиропоток из Санкт-Петербурга в Ленобласть. Ежедневно (утром туда, а вечером — обратно) из Петербурга в область ездят порядка 400 тысяч человек. Как рассказал на совещании исполнительный директор "Инвестконсалт" Александр Перминов, чья компания занималась проработкой линий ЛРТ, необходимость в появлении нового вида транспорта назрела прежде всего в связи с тем, что железная дорога перестала привлекать внимание жителей — из-за длинных расстояний между остановками и высоких тарифов. В результате максимальный объём перевозок приходится на автомобильные дороги, что приводит к их перегрузу.

"За последнее время было много проектов создания легкорельсового трамвая, но ни один так и не был реализован", - признал Александр Перминов. Заметим, что здесь исполнительный директор прав, потому что только за последнее время высказывались идеи строительства ЛРТ от Всеволожска до Кудрово, а также от Балтийского вокзала до Гатчины, и ни один из них не был претворён в жизнь.

Основным достоинством трамвая нового типа считается его скорость — в среднем она составляет 30 километров в час. Если взять за константу необходимость перевозки 350 человек, то за одно и то же время с задачей справится 1 ЛРТ, 3 обычных трамвая, 4 автобуса, 4 троллейбуса, 30 маршруток или 175 автомобилей.

Как рассказали в Дирекции по развитию транспортной системы, точная стоимость проектов ещё не определена. Кирилл Поляков заверил, что проектная документация начнет разрабатываться в этом году, но будет ли закончена в этом году, неизвестно."Сначала мы сделаем проект, потом решим, откуда будет идти финансирование. Будет проект - будет и цена", - отметил Поляков.

Поляков надеется, что линии легкорельсовых трамваев будут построены через пять лет. "То, о чем так долго говорили большевики - скоростной трамвай, появится к 2018", - пообещал Поляков. Кстати, первая в СССР экспериментальная линия скоростного трамвая была Автово — Стрельна и появилась в 1964 году, то есть сравнительно недалеко от "Кировского завода", которым много лет как раз управлял Поляков.

По планам на сегодняшний день, проект от станции метро "Парнас" до Сертолово обойдётся в 8,8 миллиардов рублей, причём, примерно половину этих денег, 4,1 миллиарда рублей, даст государство. Под государством понимаются бюджеты Санкт-Петербурга, Ленобласти и России, однако, повторим, ни точных параметров, ни источников финансирования пока нет.

Помимо этой линии планируется запустить до Сертолово еще одну, уже от станции метро "Озерки" (стоимость 9,3 миллиарда рублей, из которых бюджет выделит 5). Кроме того, линии протянут от станции метро "Ладожская" до города Всеволожск (стоимость 7,4 миллиарда рублей, из бюджета выделят 6,4), от станции метро "Южная" до города Колпино (стоимость 11 миллиардов рублей, из бюджета выделят 6,6). Отметим, что метро "Южная", от которого хотят пустить легкорельс, если построят, то не раньше 2020 года.

В перспективе в Санкт-Петербурге появятся также линии ЛРТ от станции метро "Зоопарк" до Конной Лахты (стоимость 6,5 миллиардов рублей, из бюджета выделят 1,6), от станции метро "Коломяжская" до Лисьего Носа (стоимость 5,9 миллиардов рублей, объем бюджетных средств — 3,6), от Стрельны до Наукограда (стоимость 9,9 миллиардов рублей, из бюджета 4,4), от Колпино до Пулково (стоимость 8,5 миллиардов рублей, из бюджета выделят 5,6 миллиардов рублей), от станции метро "Купчино" до города Южный (стоимость 14,5 миллиардов рублей), от станции метро "Юго-Западная" до города Красное Село (стоимость 13,4 миллиарда рублей, бюджет выделит 9,3), от станции метро "проспект Большевиков" до станции метро "Озерки" (стоимость 11,4 миллиарда рублей, из бюджета выделят 9,7).

Отметим, что перспективы строительства станций метро "Зоопарк", "Коломяжская", "Юго-Западная" туманны, также как появление Наукограда в Петергофе. Всего на реализацию проекта строительства линий ЛРТ потребуется 122 миллиарда рублей, из которых бюджет собирается вложить 69,5 миллиардов рублей.

В дирекции утверждают, что срок окупаемости составляет от 14 до 17 лет и, несмотря на это, на пилотные проекты есть около десяти потенциальных инвесторов. Примерный тариф на проезд в легкорельсовом трамвае определен на уровне 50 рублей.

Отметим, что идея появления легкорельсового трамвая витала еще при прошлом руководстве. Как известно, Валерий Сердюков активно заявлял о необходимости отказаться от услуг железнодорожного транспорта как такового и запустить вместо него легкорельсовые трамваи и автобусы. Но реализована она не была.

Кстати, бывший губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев в 90-х годах заявлял об обратном — о необходимости убрать из столицы трамваев, как называли тогда Северную столицу, трамваи, и заменить их автобусами. На вопрос корреспондента 47news о том, является ли идея расширить сеть ЛРТ возвратом в прошлое, ответил так: "это не возврат в прошлое, это применение опыта европейских стран. Там давно поняли, что за трамваями будущее".

Юлия Гильмшина, 47news