Выдавая миллионы на создание кинотеатров в провинции, Минкульт пытается защитить национальные интересы. Дело не в том, что Ленобласть пока не заявилась на конкурс. Что такое кино полезное России не знают даже мэтры.

- Мы сами не знаем, какие фильмы соответствуют национальным интересам. И мне тоже интересно, что это должны быть за картины. Мне кажется, что это должно быть что-то про войну. Формулировка мне не нравится. Но я дождусь комментария Мединского", - ответила Светлана Кармалита. Сценарист, работавший всю жизнь с иконой мирового кинематографа Алексеем Германом.

Возможно, ответом может быть литературный текст министра культуры Владимира Мединского. Экранизация его романа "Стена", напомним, шла, в том числе и в Выборге.

Это мы к тому, что Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) 3 декабря объявил конкурс на получение субсидии до пяти миллионов рублей для тех, кто готов вложиться в кинозалы в небольших поселениях. Деньги в размере 700 миллионов рублей Фонду выделил Минкульт. По условиям конкурса, инвестор, получив средства, должен арендовать муниципальное имущество и до 31 декабря 2016 года сделать ремонт и оборудовать полноценный кинозал. При условии освоения всех средств, это должно обеспечить появление в провинциях, как минимум 140, кинотеатров.

По условиям конкурса, половина всех фильмов должны быть отечественными. Причем, согласно постановлению, проект должна создать условия для производства фильмов, "соответствующих национальным интересам РФ".

Интересам государства способствовать будут 140 кинотеатров (если учесть 700 миллионов, по пять на каждый зал), которые обязаны крутить 50% русского. Организации должны указать это в бизнес-плане и регулярно отчитываться. Если условия не выдержат, придется вернуть в казну пять миллионов рублей. Причем одно из условий – коммерческая состоятельность объектов. Как ранее писал 47news, прибыль малых кинотеатров обычно не превышает 50 тысяч рублей, а то и уходит в минус.

Но ради национальных интересов все же решено искусственно повышать спрос на отечественный кинопродукт. Исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс" Валерий Карпов считает, что это условие умножает риск убыточности местных объектов масскультуры.

"Во-первых, российских фильмов мало – 126 в 2015 году по сравнению с шестьюстами голливудских релизов в год. Во-вторых, российское кино не может конкурировать с американскими фильмами. Люди неохотно ходят на отечественные картины. Из всех вышедших картин едва ли наберется 20 процентов, которые куплены крупными сетями в масштабах более 500 копий. Остальные, не получив успеха в нескольких кинотеатрах, ограничивались несколькими копиями", - объяснил он.

Причем это не касается только российского кино. По словам гендиректора "Ленфильма" Эдуарда Пичугина, КПД киноиндустрии в целом составляет 10% - то есть на 10 фильмов один удачный, обеспечивающий прибыль на 50% от всего снятого. Остальное прокатывается с убытком.

"Чем больше объемы проката, тем больше прибыль. С этой точки зрения сеть местных кинотеатров действительно может помочь стимулировать производство кино", - отметил он.

Но если вспомнить, что свои копии способны продать только 10-20 процентов кинофильмов, то становится понятно: на остальное потребителя ходить просто заставят, потому что другого выбора нет.

47news посчитал, сколько отечественных фильмов необходимо показывать зрителю, чтобы кинотеатру окупать расходы на себя. Малые кинотеатры в небольших поселениях, едва окупающие свое существование, должны показывать восемь фильмов в неделю. Пример – поселок Мга в Кировоском районе Ленинградской области, пока работающий в убыток.

Обычно из этих восьми картин – одна-две российские, остальные – "Голливуд". Представим, что в кинотеатре Мги половина контента отечественная: четыре фильма в неделю, или 208 в год. Учитывая КПД киноиндустрии в 10%, по-хорошему всего Россия должна выпускать две тысячи фильмов, чтобы 200 из них заполняли кинотеатр во Мге.

Вернемся в реальность. Далеко не все 126 фильмов, снятые в России, пользовались успехом у киносетей. Определяется это интересом зрителя. В случае квотирования российских фильмов, провинциальные кинозалы будут вынуждены крутить все подряд. Даже с голливудским контентом, с которым так сложно конкурировать Роскино, это бы не сработало. Выход один – крутить четыре фильма в неделю: два качественных голливудских, и два любые, какие удалось найти, российские.

"В СССР было 15 тысяч кинотеатров и кино распространяли в 15-20 тысячах копий. Сверхприбыль Госкино была 900 процентов. Индустрия по рентабельности стояла на третьем месте после водки и оружия. Все заработанные средства шли обратно в производство кино. Только Ленфильм за год выпускал 70 фильмов (уровень 2013 года во всей России – ред.). А Мосфильм в несколько раз больше", - пояснил Гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин. Если Минкульт пытается возродить такую схему, где деньги и политика едины, то надо вспомнить, какие вложения СССР предшествовали такому успеху.

Тем временем, по данным 47news, на 9 декабря из Ленобласти не подано ни одной заявки на участие в конкурсе. Также среди заявителей пока нет ни одной коммерческой организации – одни муниципалы. Которые, возможно, готовы исполнять условия конкурса себе в убыток. Как это повлияет на производство фильмов в национальных интересах, непонятно.

При всем уважении к авторам постановления, трудно удержаться от цитаты из культового советского фильма: "Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы". Кстати, 42 года назад, в первый свой показ, картина "Семнадцать мгновений весны" собрала 90 миллионов зрителей.

А вот автор "Собачьего сердца" Владимир Бортко оказался лаконичнее, отвечая нам по поводу определения фильмов с национальными интересами: "Фильмы должны быть хорошими и интересными. И не должны никого ругать".

Анна Яловкина,

47news