Александр Дюма хотел, но не написал роман о таинственном узнике Шлиссельбурга. Путешествуя по Неве и Приладожью, писатель узнал, но не рассказал, как семья Емельяна Пугачева связана с нынешним Приозерском. Об этом в новом путеводителе "12 путешествий по Ленобласти" рассказал экс-советник губернатора 47-го региона Анатолий Аграфенин. Заодно автор выступил будто с политическим заявлением: подвеску на областных дорогах не сломаешь.
 
Написать путеводитель по Ленобласти – задача рискованная. Достопримечательности 47-го региона теряются в тени Северной столицы. Чаще всего в книге типа "Санкт-Петербург и окрестности" попадают Гатчина и Старая Ладога. Реже нонпарелью сюда вписывают Выборг и Тихвин. Но уложить в один сборник все более или менее известные уголки Ленобласти, да еще и не превратить повествование в сухой перечень, решается не каждый. Рискнул бывший советник губернатора Александра Дрозденко по работе со СМИ Анатолий Аграфенин. В ноябре его путеводитель появился на прилавках книжных магазинов.
 
А все началось в 2013-м, когда Аграфенин обзавелся машиной.
 
– Права были давно, но я много лет не сидел за рулем. Друзья сказали: хочешь восстановиться – накатывай километры. Начали с женой на выходных объезжать окрестные города, – объясняет автор. - В процессе оказалось, что интернет-путеводители иногда копируют друг из друга неточную информацию. Или упускают важные детали. Например, пребывание в наших краях Александра Дюма-старшего.
 
Дюма
 
– Дюма добивался возможности поехать в Россию с 1840-х годов. Но его не пускали – он был автором запрещенного в России романа "Учитель фехтования", – рассказывает Аграфенин. – Действие разворачивается в нашей стране, а один из главных героев – декабрист. Только в 1858 году, после смерти Николая I, для Дюма открылась дверь в Россию. Он побывал во многих городах, даже на Кавказе. Но начинал, конечно, с Санкт-Петербурга и Петербургской губернии.
 
Романист сел на пароход, который еженедельно отбывал от Летнего сада. Поплыл по Неве к Шлиссельбургу, оттуда – по Ладоге в сторону современной Карелии – к острову Коневец и Сердоболю, как в XIX веке называли Сортавалу. По пути Дюма преследовали приключения. А если не преследовали, то он сам их создавал – то попадет в шторм, то часть дороги прокатится на телеге.
 
– В Шлиссельбурге писатель услышал историю Ивана VI – российского императора, который всю жизнь провел в заточении. С 1756 по 1764 годы узник жил в крепости Орешек и погиб при попытке освободиться, – напоминает Аграфенин. – Этот сюжет так впечатлил Дюма, что он, видимо, собирался написать об Иване VI повесть или роман, что-нибудь наподобие "Железной маски". Но написал только очерк. Он вошел в книгу "Путевые впечатления". Этим очерком, на мой взгляд, воспользовался русский прозаик Григорий Данилевский, который в 1879 году выпустил об Иване VI роман "Мирович". Хотя сюжет, четкую проработку до этого сделал Дюма.
 
"Известный заключенный", как называли Ивана VI, появляется и в повести Вольтера "Кандид", отмечает Аграфенин. Главный герой во время венецианского карнавала встречает человека в маске, который говорит о себе: "Меня зовут Иван, я был императором российским; еще в колыбели меня лишили престола, а моего отца и мою мать заточили; я был воспитан в тюрьме; иногда меня отпускают путешествовать под присмотром стражи".
 
Дороги
 
Из книги можно узнать, каким образом судьба связала семью Емельяна Пугачева с Приозерском, кто не давал заснуть в Выборге Анне Керн, почему Пушкин мог бы родиться под Петербургом. Впрочем, знаменитые персонажи – только "бантики" на полях путеводителя. Основное повествование все-таки посвящено Ленобласти и разделено на 12 тематических маршрутов. Хочешь – езжай в "русскую Финляндию", хочешь – исследуй заброшенные дворцы и усадьбы, хочешь – ищи укрепления линии Маннергейма на реке Булатной.
 
По словам Аграфенина, он развенчал для себя, как минимум, один миф о Ленобласти, пока писал книгу:
 
– Говорят, у нас дороги ужасны – это неправда. Не везде получается нестись со скоростью 120 километров в час. Но всюду, где есть интересные места, проехать можно. Недавно я еще раз побывал в храмах Подпорожья – там грунтовка. Но никакого дискомфорта. Машину, правда, помыл, но подвеску не разбил.
 
В Ленобласти есть и туристическая инфраструктура. Может, мишленовской кухни в ресторанах не отведаешь, но и с голоду не умрешь. Заправки тоже есть – "народ не брошен". Впрочем, все, что делается, делается силами местного бизнеса, либо региональных властей, считает Аграфенин, и не всегда поддерживается муниципальными чиновниками.
 
– К примеру, я был в усадьбе Лопухинка в Ломоносовском районе – ее в 1830-е годы арендовал первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен. Он открыл там лечебницу для моряков. Благо, место чудесное, есть чистейшие радоновые озера. Но сейчас усадьба разрушается. На портале лопухинских властей никакой информации о ней нет. Зато есть сведения, что администрация решила себе сделать герб. На основе герба тех дворян, которые когда-то жили в усадьбе. Странно. У них там, простите, дерьмо везде валяется. А они красуются с гербом. Начал смотреть бюджет поселка – строчки "благоустройство" не нашел. Убыточный муниципалитет. Причем сумма убытка ровно такая, сколько стоит содержание администрации. Может, все они действительно хорошие ребята. Но хоть мусор бы убрали из бывшего поместья, я уже не говорю о том, что там ведь реально можно сделать хороший курорт, - откровенно заявил Аграфенин о том, что не вошло в путеводитель.
 
В свою очередь 47news отмечает, что при беглом чтении книги мы нашли, как минимум, четыре неточности, связанные с названиями и датами. Где они – специально говорить не будем. Те, кто знают – найдут, тем интереснее. А те, кто не знают, просто насладятся поездками по Ленобласти. Без буквоедства.
 
Елена Кузнецова
специально для 47news