Вслед за прокуратурой, ремонтом областных дорог заинтересовался центральный аппарат ФСБ. Надзор насчитал 400 миллионов ущерба бюджету, но уголовные дела будут ждать экспертизу годами. Специалисты полагают, что московское управление "К" контрразведки справится без очереди.

Днем 15 апреля стало известно о начале проверки качества ремонта региональной дороги "Молодежное-Вехнее Черкасово" в Выборгском районе Ленинградской области. Хотя 47news регулярно пишет о проверках на областных трассах, по мнению редакции эта стала особенной.

Для начала интересен список действующих лиц. Так, ремонт на проверяемой дороге в 2014 году проводила компания "НордСтройТранс" (НСТ). Она обратила на себя внимание СМИ после того, как выиграла аукционы на содержание дорог в семи районах Ленобласти, стоимостью 901 миллион рублей, не имея собственной техники для выполнения контрактов. Это вызвало серьезные трудности у областного комитета по дорожному хозяйству (КДХ), повлекло вмешательство губернатора и потребовало переговоров со всеми участниками процесса в течение целого месяца.

Экспертная организация, проводящая проверку трассы - "Дорожно-испытательный центр Северо-Запад" (ДИЦ), также последние полгода часто фигурировала в прессе. В начале октября 2014 года эта фирма приняла участия в масштабной проверке ремонта региональных дорог, начатой прокуратурой Ленинградской области и выявила многомиллионный ущерб бюджету.

Но главной особенностью новой проверки является участие центрального аппарата ФСБ в Москве. По сведениям 47news, в Выборгском районе ДИЦ работает в рамках сотрудничества с управлением "К" (кредитно-финансовое) Департамента экономической безопасности ФСБ России. Всего в центральном аппарате ФСБ заинтересовались примерно двадцатью дорожными объектами Ленобласти, ремонты которых проводились в 2014 году.

Такое внимание можно объяснить трудностями местного следствия. Как стало известно 47news, по результатам 49 проверок качества ремонта дорог, следствие возбудило уже 17 уголовных дел. При этом прокуроры передали следователям еще не все материалы, так что нельзя исключить появление новых.

В цифрах дорожную ситуацию можно отразить следующим образом. В Киришском районе прокуратура проверила два контракта ЗАО "АБЗ-Дорстрой". Посчитан ущерб бюджету — свыше 40 миллионов рублей. В Лужском районе проверяли работы компаний "Дивный Град" и "ИнжДорСтрой". Совокупный ущерб — почти 68 миллионов рублей. Всеволожский район, один из контрактов НСТ. Ущерб — 72 миллиона рублей. Лодейнопольский район, ЗАО "Евротракт", более 36 миллионов. Подпорожский район, "Вега-2000", 26,5 миллиона. Волховский район, "РемСЭД", более миллиона рублей. Приозерский район, "АКРОС", более 10 миллионов. Волосовский район, "Вега-2000", свыше 17 миллионов. Выборгский район, СК "Гермес", почти 29 миллионов. Тихвинский район, "Вега-2000", 28,6 миллиона рублей.

Таким образом за несколько месяцев проверок на региональных дорогах прокуратура насчитала ущерб бюджету на сумму свыше 336 миллионов рублей. Еще более 89 миллионов ущерба надзор, при помощи экспертизы ДИЦ, выявил на отремонтированных муниципальных дорогах.

Часть обнаруженного ущерба прокуратура напрямую отнесла к хищениям. Однако расследования всех возбужденных по выявленным фактам хищений уголовных дел, сталкивается с одинаковыми сложностями и приостанавливается. Следователям мешает явление, лучше знакомое жившим в эпоху СССР — очередь.

Как пояснили 47news собеседники в правоохранительных органах, ДИЦ — аккредитованная экспертная организация. Однако в ходе следственных действий подозреваемые в хищениях бюджетных денег подрядчики однотипно заявляют о недоверии к проведённой экспертизе. Из-за необходимости всесторонне изучить материалы дела следователи вынуждены обращаться за повторной экспертизой в единственную в Северо-Западном федеральном округе государственную экспертную организацию - Региональный центр судебной экспертизы Минюста (СЗ РЦСЭ). Но в этой организации заявки на повторную экспертизу попадают в очередь, протяженностью в несколько лет.

"Экспертизы от СЗ РЦСЭ можно запросто ожидать до 2018 года. При этом она будет уже совершенно бесполезной, так как качество дорожного ремонта нужно проверять в течение года, максимум двух после его завершения. В результате такие уголовные дела просто обречены. Отличная схема для безнаказанного обогащения за счет некачественных работ",- прокомментировал ситуацию 47news один из игроков рынка дорожных ремонтов.

Руководитель СЗ РЦСЭ Наталья Замараева наличие многолетней очереди на дорожные экспертизы подтвердила.

"Этот вид экспертизы относится к категории строительно-технических экспертиз. Сюда же относятся и другие экспертизы строительных сооружений — от состояния сложных подводных конструкций, до банального качества ремонта кровли домов. А мы единственное в Санкт-Петербурге государственное экспертное учреждение, которое делает экспертизы бесплатно. Например, к нам идут все экспертизы по уголовным делам в сфере ЖКХ. Вы представляете, какой это объем",- объяснила Замараева.

Можно предположить, что вмешательство в ситуацию центрального аппарата ФСБ, привлекшего к экспертизам коммерческую организацию, станет неприятным дополнением для компаний, ставших фигурантами дорожных уголовных дел. Собеседники 47news в правоохранительных органах отмечают, что давать разъяснения московским контрразведчикам бизнесменам будет труднее.

Отметим, что в последнее время их сложности с правоохранителями стали варьироваться. Так, 31 марта в офисе компании "АБЗ-Дорстрой" прошли обыски. Однако, как выяснил 47news, эти следственные действия не касались непосредственно дорожных работ. Они проводились экономической полицией в рамках уголовного дела по статье 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), эпизоды которого относятся к периоду 2012-2013 годов.

В областном комитете по дорожному хозяйству, а также в ДИЦ от любых комментариев на данную тему отказались.

Артем Шалякин, 47news