Картина мира, по версии руководства сверхопасного объекта Ленобласти, на 25 декабря внекризисная. Цифры на ЛАЭС оптимистичны, санкции не мешают. Ни торнадо, ни бомбы атомной станции не грозят, а из руферов просят не делать героев.

В информационном центре по атомной энергии 25 декабря руководство действующей ЛАЭС и строящейся ЛАЭС-2 подвело итоги уходящего 2014 года.

IMG_0104.JPG

Отчет был оптимистичен — на станциях всё хорошо и даже лучше. Приглашенная пресса задавала не безмятежные вопросы, но первые лица  станций оставались спокойными.

Официально

Официальная презентация деятельности ЛАЭС и строительства ЛАЭС-2 пестрела хорошими цифрами и говорила о перспективах.

Годовое плановое задание по выработке электроэнергии ЛАЭС выполнила ещ 10 декабря, произведя 23 миллиарда 408 миллионов 78 тысяч кВт/часов. Доля атомной станции в реальном объеме поставок электроэнергии потребителям региона выросла до 52,75%.

Среди основных успехов — усовершенствование уникальной технологии восстановления ресурсных характеристик (ВРХ) графитовой кладки реакторов, которая впервые была применена год назад на первом энергоблоке. В 2014 году второй энергоблок ЛАЭС отремонтировали на 40 суток быстрее, сэкономив за счет этого примерно 40 миллионов долларов (правда по какому курсу — не уточнялось). Общая стоимость работ по восстановлению ВРХ была снижена в почти в пять раз. То есть, на них потратили не более 1,5 миллиардов рублей, против 6 миллиардов годом ранее.

Ядерных отходов в Ленобласти стало меньше. В уходящем году эшелон с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) впервые был отправлен  в Челябинскую область на завод "Маяк". В следующем собираются отправить уже два. Продолжается и отправка составов с ОЯТ на Красноярский горно-химический комбинат.

Самое главное и ожидаемое событие будущего года — пуск первого энергоблока ЛАЭС-2 и начало подготовки проекта вывода из эксплуатации первого блока ЛАЭС, которая должна состояться через три года.

В общем — всё хорошо.

Кризис

Разумеется, не обошлось без вопросов о последствиях экономического кризиса для обеих станций. Журналисты поинтересовались правдивостью слухов о сокращении штата ЛАЭС, уменьшении зарплат и отмене выплат за работу на вредном производстве.

Директор Ленинградской атомной станции Владимир Перегуда слухи опроверг.

"Нет у нас никакого сокращения штатов, есть оптимизация персонала. И выплаты никто не отменял. Просто мы постоянно усовершенствуем условия работы людей на станции. Те сотрудники, условия работы которых более нельзя считать вредными, получать доплату, разумеется, не будут",- объяснил Перегуда.

Он также заверил прессу, что зарплаты на ЛАЭС не только не сокращаются, но и растут. Кстати, согласно данным презентации, 4000 тысячи сотрудников станции в среднем получают по 69 924 рубля.

Корреспондент 47news поинтересовался, как отразился обвал рубля и система международных санкций на стоимости и доступности комплектующих, закупаемых для  строительства ЛАЭС-2 за рубежом. Оказалось — никак. По той простой причине, что атомщики предпочитают отечественных производителей, в крайнем случае — из ближнего зарубежья.

"Более 90 процентов комплектующих отечественного образца. А импортное, например 1000 тонн труб из Украины, уже поставлены на стройку. Остались кое-какие незавершенные закупки, вроде арматуры. По ним заключены договоры, выплачены авансы, и проблем мы не предвидим",- заверил журналиста директор ЛАЭС-2 Юрий Галанчук.

Безопасность

О ней, судя по показанной журналистам презентации, жителям области и города беспокоиться не о чем — безопасность у ЛАЭС на высшем уровне. Станция защищена от наводнений, штормов, торнадо  (полезно), землетрясений (еще полезнее), падений самолетов и даже взрыва атомной бомбы (мощность не уточнялась).

Пресса увидела опасность не в смерчах, а в руферах. Любители лазать по высотным объектам в начале декабря дважды беспрепятственно проникали  на территорию строительства ЛАЭС-2.

Юрий Галанчук заявил, что эта проблема безопасности целиком находится на совести генподрядчика работ и нанятого им охранного предприятия.

"Конечно, мы потребовали от подрядчика уделить больше внимания к охране объекта. Там  сделали выводы и применили дисциплинарные меры. Но еще раз повторю — за охрану стройки отвечает именно подрядчик. Войска приступят к охране объекта за три месяца до завоза на него ядерного топлива. То есть летом. Тогда объект будет уже полностью и абсолютно надежно защищен",- завил директор ЛАЭС-2.

- Большая просьба к журналистам,- вмешался Перегуда. - Не делайте из этих руферов героев. Они влезают на опасные для жизни объекты, то есть в первую очередь просто таки рискуют собственной жизнью. Ничего героического тут нет.

Экология

Разумеется, не обошли стороной и экологию. Пресса поинтересовалась планами по строительству пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в Сосновом Бору, которые давно беспокоят  местных жителей и экологов. Руководители обеих станций от ПЗРО открестились.

-А почему вы спрашиваете у нас? Это не мы планировали строить, а национальный оператор, то есть Росатом,- ответил Галанчук.

Владимир Перегуда его поддержал.

-В настоящий момент я не имею сведений, как развивается проект строительства ПЗРО. Не будет пункта захоронения — продолжим складывать отходы в контейнеры и выстраивать из них большие и длинные ряды. Так что говорю объективно — хранилище отходов нам нужно,- заявил он.

Отметим, что 11 июля ЛАЭС объявила конкурс на изготовление технических планов здания и сооружения ПЗРО.

Расставались на позитивной ноте.

-Вы поймите, мы — вообще самые зеленые. Мы не только живем рядом со станцией, мы работаем внутри нее. Так что безопасность и экология нас волнуют больше всех,- признался  собравшимся Перегуда.

Звучало логично, а значит убедительно.

Артем Шалякин,

47news