Уже месяц в регионе запрещена торговля на транспорте. Однако постоянные пассажиры особых изменений не заметили – как ходили торговцы, так и ходят. Милиция же с продавцами оперативно борется. «Уже с начала года было задержано свыше 200 торговцев в электричках Октябрьской железной дороги», – сообщают в СЗУВДТ. Как обстоит дело на самом деле, выяснил корреспондент «47News», совершив рейд вместе с сотрудниками милиции и ревизорами.


Несмотря на мороз, продавцы заходили в вагон, сменяя друг друга. Набор товаров за много лет существования такого вида торговли не изменился – печатная продукция, пирожки, батарейки, радиоприёмники, фонарики, отвёртки по бросовой цене. По словам начальника СЗУВДТ Анатолия Жуковского, именно качество этих товаров вызывает постоянные жалобы от населения. Транспортный торговец – не магазин, он и чека не даст, и найти его сложно, чтобы получить обратно деньги за некачественный товар.


Про запрет транспортной торговли, как выяснилось, не знают ни пассажиры, ни продавцы. Действительно: какой запрет, если продают всё те же люди, всё те же товары? В купленной корреспондентом «47News» в электричке газете на одной из страниц было напечатано объявление с предложением работы продавцом в электричках.



Как сказал начальник милиции общественной безопасности на Балтийском вокзале Анатолий Матвеев, с торговцами борются так же, как и со всеми остальными противоправными действиями в электричках по их направлению. Ежедневно в рейд выходят милиционеры совместно с ревизорами от «Транскома» - акцент на незаконную торговлю не делается, милиционеры выполняют свою повседневную работу. В ряду с торговлей с рук стоят такие правонарушения, как подделка проездных документов, выявление лиц, находящихся в розыске и так называемых «лжеревизоров». Последних, кстати, за прошлый год было задержано всего 8 человек, им инкриминируется мелкое хищение, потому что, по словам Матвеева, до полноценного мошенничества суммы незаконно изъятых средств у пассажиров «не дотягивают». Уголовное дело в результате ежедневных подобных проверок было возбуждено только одно – по факту подделки ревизорского жетона.


В состав групп, проводящих рейды по электричкам, входят даже офицеры – сказывается нехватка кадров. Начинаются проверки обычно в 6.30 утра. К 15 часам 1 февраля было задержано уже 5 нелегальных торговцев. После составления протокола задержания и протокола о факте административного правонарушения дело передаётся в суд, где налагается штраф – обычно в размере 500 рублей. После чего торговец заново выходит на проторенную дорожку. Правда, за рецидив ему грозит гораздо большее наказание – в третий раз придётся заплатить уже 2500 рублей. Однако же нелегальные торговцы уходить из электричек не торопятся.


Абсолютное большинство из них – малообеспеченные люди – матери-одиночки, инвалиды и пенсионеры. Торговля в транспорте – это их способ выжить. Многие этим занимаются уже не первый год и просто не мыслят о смене профессии. На Финляндском вокзале торговцы даже предъявили иск «Транскому» - ссылаются на то, что у них имеется официальные лицензии на торговлю, выданные в соответствующих органах власти с указанием районов города, в которых им разрешено торговать, - а электрички, мол, как раз по этим районам и ездят. Но, кроме лицензии, на торговлю у продавца должно быть официальное разрешение от ОЖД. Если такого разрешения нет – налицо факт административного правонарушения.


В рейд журналисты пошли в будний день в качестве сопровождения капитана милиции и двух ревизоров от «Транскома». Уже на входе в первый вагон электрички молодой человек громко рекламировал свой товар – расписание электричек в конкретном направлении железной дороги. Милиционер сразу же обратился с риторическим вопросом: «Разрешение на торговлю в транспорте есть?» (таких разрешений с начала года просто не существует). Молодой человек никакого разрешения, естественно, не имел, потому сразу сник и сел на скамейку в ожидании своей участи. Однако капитан, переписав данные «нелегала», устно предупредил об административной ответственности и попросил больше на глаза не попадаться.


«Он с каждого проданного расписания имеет 2 рубля навара в свой собственный карман», - пояснил милиционер. – Первый раз, как говорит, слышит о запрете, в следующий уже просто так не уйдёт».


Однако не только этот фактор повлиял на решение капитана – в случае задержания торговца на месте, пришлось бы ехать с ним по всему маршруту рейда, потом возвращаться на Балтийский вокзал и оформлять протоколы…


У каждого сотрудника милиции на транспорте существует личный план по выявлению правонарушений. Сейчас ежедневный план составляет 4 протокола. Сюда входят и курящие в тамбурах, и люди, справляющие естественные потребности в электричках, и даже ругающиеся нецензурной бранью, а теперь ещё и торговцы.


В прошлом году, например, задержали продавца порнографических фильмов. Однако до уголовного дела факт продажи контрафактной видеопродукции не «дотянул», для возбуждения такого дела дисков должно быть на сумму свыше 40 тысяч рублей, что для торговца в электричке в принципе нереально – при стоимости диска в 100 рублей статья ему не грозит (такой продукции должно быть как минимум 4000 экземпляров). Однако подобные дела, в любом случае, передаются прямо в транспортную прокуратуру. В конкретном случае там не нашли основания для дальнейшего уголовного преследования продавца контрафактом.


Меж тем опрошенные корреспондентом «47News» пассажиры по-разному оценили запрет на торговлю в электричках. И не раз нам говорили: «У железной дороги гораздо больше проблем, чем продавцы, которые в принципе полезны – в жару мороженое продадут, дальнюю дорогу помогут скоротать кроссвордом…». В качестве демонстрации настоящей проблемы ОЖД одна из опрошенных просто показала пальцем в сторону здания вокзала в Тайцах. «Вот где порядок наводить нужно! - лаконично отметила пенсионерка. – Туда зайти-то страшно, вот и приходится на морозе стоять, а уж продавцы-то точно проблемой никогда не были».


Истинную же причину гонений на торговцев пассажиры предложили искать в деньгах. По словам директора одной из крупных торговых сетей, которая занималась именно транспортной торговлей, «Транском» просто заломил цену за тендер в 500 тысяч рублей, - и крупные компании-продавцы отказались выходить в поезда (ибо эта цена не соизмерима с их доходами), а мелкие продолжают делать это уже незаконно – продавцы бегают от милиции и ревизоров, а иногда даже находят способ «договариваться». Потому однозначно ответить на вопрос о необходимости запрета на продажу товаров в электричках нельзя. Проблем на транспорте, как показывает практика, гораздо больше – от оборудования перронов до туалетов в электричках.


Александр Фролов